Общество «Мемориал» не будет закрывать доступ к данным о сотрудниках НКВД 1935-1939 гг. из-за того, что родственники попавших в базу людей опасаются мести со стороны потомков репрессированных граждан.
Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщил член правления организации Александр Черкасов.
«На чем могут быть основаны требования по закрытию доступа к информации? Это архивные материалы, в которых нет сведений, не соответствующих действительности. Это важная информация, имеющая общественное значение. Более того, для кого-то это важная информация о родственниках. Я уже получил письма, например, от каких-то своих знакомых, которые уточняют сведения о своей родне. И у нас есть история, в которой были и имели имена жертвы террора, но исполнители террора тоже имели имена, и знать их нужно», – сказал Черкасов.
По словам представителя общества, в списке сотрудников НКВД, прежде всего, содержатся сведения об аттестации чекистов и присвоении им спецзваний. При этом Черкасов допустил, что база будет дополнена новой информацией.
«В этом нет ничего нового, диск, на котором есть эти сведения, был представлен, по-моему, еще весной в присутствии сотрудников архива ФСБ, историков спецслужб, генерал-лейтенанта ФСБ в отставке Александра Здановича. Те, кто говорил тогда, отмечали, что это очень важная информация для истории спецслужб», – пояснил Черкасов.
Как утверждает представитель «Мемориала», нахождение кого-либо в данном списке не означает, что этот человек был «выдающимся негодяем». Сведения о том, что родственники попавших в базу общества людей опасаются мести, Черкасов назвал «смешными».
Он также предположил, что против публичного доступа к таким данным выступают не потомки тех, чьи предки упомянуты в базе общества, а «идейные наследники государственного террора».
Ранее на сайте общества «Мемориал» был опубликован «Справочник о чекистах эпохи Большого террора», в который вошли сведения о более чем 40 тыс. сотрудниках органов госбезопасности 1935-1939 гг. Позже СМИ сообщили, что потомки чекистов обратились с открытым письмом к президенту с требованием закрыть доступ к базе данных, так как опасаются мести современников за репрессированных предков.