Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Индекс «Кофе с молоком» разбавили водой

Индекс «Кофе с молоком» разбавили водой

841
Екатерина Семенова/Интерпресс

Российский потребитель начал тратить деньги на шоколад, а значит, становится уверенным в завтрашнем дне. Так считают аналитики, зафиксировавшие рост индекса «Кофе с молоком».

Индекс «Кофе с молоком», рассчитанный исследовательским холдингом «Ромир», отражает динамику потребления и цен четырех видов товара – кофе, молока, бутилированной воды и шоколада. По мнению аналитиков, для большинства отечественных потребителей эти товары не являются продуктами первой необходимости, а значит, могут считаться набором простых удовольствий, спрос на которые отражает экономическую уверенность россиян. Впервые за долгое время индекс «Кофе с молоком» вырос не из-за инфляции, а благодаря увеличению потребления.

В октябре индекс обрадовал аналитиков, увеличившись к сентябрю на 0,8%, до 944 пунктов. Положительную динамику эксперты «Ромир» фиксируют третий месяц подряд. В годовом выражении показатель растет с начала осени. Однако впервые с июня 2015 года прирост обеспечило не только повышение цен, но и объемов потребления. Так, по сравнению с октябрем 2015 года «Кофе с молоком» поправился на 7,9%, что перекрыло накопленную за этот период инфляцию в 6,1%.

«Кофейно-молочные реки остаются в стабильных шоколадных берегах. Россияне от простых удовольствий не отказываются даже при повышении цен на составляющие индекса маленьких гастрономических радостей», – резюмируют эксперты.

Данные «Ромир» основаны на изучении потребительской корзины 13 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек. Участники исследования сканировали штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой, и передавали данные аналитикам.

Производители и ретейлеры, которых «Фонтанка» попросила проверить на прочность выводы социологов, подтвердили, что замедление темпов инфляции позволило россиянам покупать больше продуктов. Но до изобилия пока далеко, подчеркивают они.

Россияне разрешили себе купить больше бутилированной воды и кофе. По словам экспертов «Ромир», бутилированная вода начинает потребляться от хорошей жизни: когда в кошельке пусто, можно выпить фильтрованной, а то и из-под крана. Тот факт, что соотечественники в октябре купили на 19% больше этого продукта, чем годом ранее, свидетельствует о серьезном усилении покупательской уверенности.

Но судя по всему, россияне предпочитали более дешевую продукцию. Так, стоимость литра, приобретенного участниками опроса, снизилась на 4,5% по сравнению с прошлым годом. По данным же Росстата, бутилированная вода не только не подешевела, но и подорожала на 2,7%.

Такой вывод подтверждают и ретейлеры. К примеру, по данным сети «РеалЪ», спрос на воду вырос почти в два раза. Но это произошло благодаря увеличению продаж собственной торговой марки, которая дешевле брендированных аналогов.

В магазинах «Дикси» купили на 8% больше столовой воды по сравнению с прошлым годом. В компании подчеркивают, что с ценами это не связано. «Приоритет, как и прежде, отдают собственной торговой марке», – прокомментировали в пресс-службе ретейлера.

В октябре 2016 года россияне выпили дома на 5% больше кофе, чем в том же месяце прошлого года, хотя бодрящий напиток вырос в цене на 4,1%. Это, по мнению аналитиков «Ромир», тоже является показателем готовности граждан тратить деньги на простые удовольствия, потому что Россия продолжает оставаться чайной страной, и кофе не является продуктом массового спроса.

«В 2016-м мы наблюдаем увеличение потребления кофе – с октября 2015-го рынок в натуральном выражении увеличился уже на 5,5%», – отметили в пресс-службе одного из крупнейших производителей кофе «Орими Трейд».

Впрочем, в компании утверждают, что кофе не стали меньше пить и в кризисный 2015 год, хотя темпы роста потребления замедлились до 1,5%.

На рост спроса повлияло замедление инфляции: в сентябре 2015-го средняя цена выросла на 24% по сравнению с прошлым годом, в сентябре 2016 года – на 8%. Популярность кофе растет благодаря усилиям производителей по продвижению продукции и развитию новых форматов потребления — кофеен и формата «кофе с собой».

ГК «Дикси» в 2016 году продаст на 3% больше кофе в натуральном выражении, чем в 2015 году. 70% от всех продаж приходится на растворимый кофе, но его доля постепенно снижается: покупатели все чаще предпочитают покупать продукт в зёрнах или молотый.

Однако и здесь россияне не склонны сорить деньгами. «Премиальный сегмент чувствует себя не очень, эконом — растет», – подчеркивает генеральный директор «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. Это подтверждает и Росстат, по данным которого за год стоимость растворимого кофе выросла на 10%, натурального — на 11%, то есть в два раза больше, чем у «Ромира».

А вот с шоколадом и молоком дела обстоят не так радужно. Россияне купили на 0,1% больше шоколадных плиток, чем в октябре 2015 года. Но это все равно неплохой результат, учитывая, что цены за год подскочили на 13,3% (по оценке Росстата, на 12,8%).

«Если в 2015 году цены на шоколад подскочили в рознице почти на 40% из-за девальвации и дефицита на рынке какао, то 2016 году инфляция существенно замедлилась», – говорит глава Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина.

По ее словам, сейчас средний россиянин съедает 4 кг шоколада в год, что является худшим результатом за четыре года. Однако предновогодний сезон позволяет надеяться на рост — цены на сырье на оптовом рынке пошли вниз, рубль стабилизировался, а население устало от необходимости экономить, поясняет она.

Единственная категория, на которую респонденты «Ромира» стали тратить меньше, – молоко. По данным аналитиков, рост цен на этот товар на 7,7% за год был сведен на нет снижением объемов его потребления на 7,8%.

По данным Росстата, в октябре 2016 года стоимость литра пастеризованного молока 2,5 – 3,2% жирности была на 6,8% выше, чем годом ранее. Ранее Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) сообщил, что в 2016 году впервые за последние годы из-за сокращения доходов населения снизилось потребление молочных продуктов. Впрочем, в пресс-службе организации уточнили, что это касается в основном сыра и масла, тогда как спрос на само молоко остается стабильным.

У петербургских ретейлеров продажи даже увеличились. К примеру, сеть «Реалъ» реализовала в октябре на 35% больше пачек молока, чем годом ранее, несмотря на рост цен на 7,2%.

Но подорожание сырья вызывает обеспокоенность участников рынка.

«В октябре 2016 года в сравнении с сентябрем средняя цена сельхозпроизводителей на сырое молоко повысилась на 4,9% и составила 22,25 руб./кг без НДС», – рассказали в ассоциации, отметив, что это значительно выше сезонного подорожания.

Впрочем, по словам участников рынка, пока на розничных ценах это не отразилось. «Насколько мне известно, повышение, о котором производители заявили в октябре, ретейлеры не приняли», – говорит заместитель директора Пискаревского молокозавода Георгий Житмарев. Однако, по мнению экспертов Союзмолока, сырое молоко продолжит дорожать и в первом квартале 2017 года. Однако сокращение потребительского спроса может замедлить темпы.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях