В Московском окружном военном суде во вторник стартовал судебный процесс по делу одного из последних пособников террористов, заминировавших здание театра с заложниками в Москве на Дубровке в октябре 2002 года. На скамье подсудимых один человек — уроженец Чечни Хасан Закаев. По версии следствия, он помог террористам доставить оружие из Грозного в Москву.
Все 40 террористов, захвативших театр, согласно официальной версии, были убиты при освобождении зрителей и актеров мюзикла «Норд-Ост». Еще шесть сообщников уже осуждены и отбывают наказание, в розыске остается только еще один человек — их предполагаемый сообщник Герихан Дудаев.
Закаев же был задержан в августе 2014 года в Крыму, когда под чужим именем ехал на поезде в столицу. Последние годы, как следует из материалов дела (есть в распоряжении РБК), он жил на Украине по поддельным документам.
Суд над Закаевым должен был начаться еще год назад — в декабре 2015 года. Но слушания несколько раз откладывались из-за того, что сторона обвинения никак не могла уведомить потерпевших — бывших заложников и их родственников. Но после этих проволочек на заседание суда во вторник приехали всего несколько десятков человек. Одну из групп потерпевших представляла известный адвокат Каринна Москаленко, специально прилетевшая в столицу из Страсбурга.
Интересы Закаева по его просьбе вместе с профессиональным адвокатом представляет его родной брат на правах гражданского защитника.
На заседании суда прокурор огласил обвинительное заключение по делу. Так, согласно документам дела, Закаев, уроженец чеченского города Урус-Мартан, в 2002 году привез вместе со своим сообщником Дудаевым из Чечни в Москву оружие, пояса смертников и взрывные устройства (ВУ-баллоны), замаскированные под ресиверы тормозной системы КамАЗа. Груз он доставил в несколько этапов, засыпав его яблоками. Впоследствии именно этими баллонами и поясами смертников был заминирован зал театра на Дубровке.
Также, по версии следствия, Закаев купил «левые» сим-карты на Митинском радиорынке для связи террористов и приобрел автомобиль «Таврия» по объявлению в газете «Из рук в руки», который затем террористы взорвали около «Макдоналдса» на улице Покрышкина. Тогда погиб один человек, а еще восемь были ранены.
По версии следствия, Закаев также планировал подрыв двух машин в центре столицы за год до этого: около Госдумы и на Пушкинской площади. Но теракта не произошло — в автомобилях оказался имитатор вместо взрывчатки.
После того как прокурор зачитал фабулу дела, суд предоставил слово Закаеву. «Я признаю вину частично», — заявил Закаев. Приставы передали ему микрофон в стеклянный аквариум, и он пояснил, что действительно привозил оружие в столицу. «Но я не участвовал в преступном сообществе и не знал о целях», — заявил Закаев. Более подробно обвиняемый выступит позднее — когда будет давать свои показания.
Источник: РБК