30% россиян считают, что могут увеличить доходы или повысить свой уровень жизни только при нарушении закона, следует из опроса, который провел Центр социально-политического мониторинга РАНХиГС. Число респондентов, придерживающихся такой точки зрения, зависит от их благосостояния, указывают эксперты — чем хуже материальное положение, тем выше уверенность в необходимости нарушать законы для его улучшения.
К примеру, среди людей с низким достатком таковых 52%. Речь идет о нарушениях некриминального характера — например, отказ от оформления отношений с работодателем или от регистрации юридического лица для ведения предпринимательской деятельности, уточнил РБК директор Центра Андрей Покида. В опросе, который проводился методом личного интервью, участвовали 1,6 тыс. человек из 35 регионов.
«Это тревожный симптом, поскольку на фоне постепенного снижения реальных доходов населения может наблюдаться рост предрасположенности граждан к различным формам некриминальной «теневой» экономики и их готовности включиться в этот процесс», — рассуждают авторы исследования. Реальные доходы россиян в третьем квартале снизились на 6,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года, и это стало рекордным сокращением с 1999 года.
Эксперты зафиксировали «весьма одобрительное» отношение работающих граждан к разным формам «теневой экономики». Хотя только 7,2% респондентов считают, что она приносит больше пользы, чем вреда, а противоположной точки зрения придерживаются 34,5% опрошенных, 38,3% склонны думать, что она приносит и пользу, и вред в равной мере (остальные затруднились ответить). Из этих цифр следует, что около 45% занятого населения России в целом «оправдывают» неформальную экономику.
Подобные опросы проводятся непостоянно — последние данные, которые для сравнения приводит РАНХиГС, относятся к 2013 году. Тогда число людей, однозначно одобряющих неформальную экономику, было выше, чем сейчас, — 10,5%. Однако меньше была доля тех, кто относится нейтрально, — 33,2%.
Впрочем, еще более терпимо россияне относились к «теневой экономике» в 1990 году: 49,5% были убеждены, что она приносит и пользу, и вред, 21% поддерживали, и только 13,5% выступали против. Спустя 11 лет ситуация изменилась: в 2001 году число сторонников неформальной экономики опустилось до исторического минимума в 2,1%, а противников — выросло до максимума в 49% (нейтральной позиции придерживались 26,7%).
Источник: РБК