Трофейные «Опели» и покрытый кожей «Остин», стометровая узкоколейка с мотодрезиной и газогенераторный ЗИС-21 1938 года, работающий на сосновых шишках, – эти и другие, ещё более необычные, творения «населили» кронштадтский форт «Константин» на один сентябрьский день. Любителям старой техники снова улыбнулась «ФОРТуна».
Старожилы, как им и полагается, не припомнят столь дождливой погоды – так что идея организаторов пригласить на фестиваль не только ретроавтомобили, но и ретрояхты кажется стратегической: если бы дождь накрыл остров ещё пару раз, передвигаться по нему можно было бы только вплавь. Возможно, как раз из-за разгула стихии на фестиваль ретротехники «ФОРТуна» добрались не все, кто собирался, – хотя праздник всё равно стал международным: были машины из Белоруссии, с Украины, из Эстонии и, конечно, из множества российских городов. Не приехали же традиционные участники из Финляндии. Однако страну Суоми вспоминали и без них: в ходе конкурса ведущий предложил угадать зрителям, каким словам финского языка было бы созвучно слово «Запорожец», задумай создатели марки продавать свое детище за границей под оригинальным названием. Оказалось – «свиной хвостик». Поэтому в экспортном варианте машина обрела гордое имя «Ялта».
«Свиных хвостиков», а также «Побед», стареньких «Ситроенов», «Жигулей», «жуков» собралось на фестивале четыре сотни. Они выстроились рядами на парковке перед сценой, где шла музыкальная программа: ретроатмосферу создавала группа «Пролетарское танго» с советскими хитами про Дуню и её блины и «Синюю вечность».
Сбоку от сцены примостились автобусы – старый добрый желтый ЛИАЗ, гордый «Икарус», а также редкие гости – полька Nysa и гэдээровцы Barkas B1000 и Robur.
Кстати, о немецком автопроме – но теперь уже западном. В ряду старейших на фестивале были трофейные «Опели» 1940, 1939 и 1935 годов. Два из них – Opel Kadett K38 de lux sedan и Opel Olympia – были предоставлены военно-историческим клубом «Фронт Санкт-Петербург». В руки реконструкторов они попали с дачных участков, где стояли десятилетиями забытые всеми. С тех пор машины пережили смену цвета (с синего на военный темно-серый) и замену деталей. Сегодня они снова на ходу.
А уж советские легенды автопрома благодаря умелым рукам их владельцев не просто на ходу, а даже демонстрируют чудеса маневренности. В самой дальней части мыса была оборудована площадка для соревнований по автоспринту – обладатели ретроавто должны были проезжать трассу, лавируя между конусами, на скорость и точность. Кровь бурлила не только у молодежи: наибольшее количество аплодисментов собрал ветеран автоспорта, восьмикратный чемпион СССР по картингу Александр Загродин на собственных красных «Жигулях».
Раритетов на фестивале было достаточно: публика не отходила от массивного, как большинство «американцев», пикапа Ford F100 из второго поколения серии F (1950-е) грузоподъемностью полторы тонны. Также особым вниманием зрителей пользовалась «первая маршрутка страны» – 17-местный «ГАЗ АА» (выпускался с 1933 по 1950 год): подобные курсировали по Ленинграду в 1939 году, и билеты на них стоили дороже, чем в обычный автобус. Иными словами, любителям и зарубежной техники, и отечественной было на что посмотреть.
В фестивале участвовали не только индивидуальные автомобилисты и клубы, но и целые музеи: музей городского электрического транспорта, историко-культурный музейный комплекс в Разливе, музей советской радиотехники. А Тёсовская узкоколейная железная дорога и вовсе выстроила на территории форта 100 метров полотна и устроила катания на мотодрезине.
Фестиваль завершился традиционным ретропробегом к кронштадтскому Морскому собору.