Fort Group запустил вторую очередь ТРЦ «Порт Находка». На перенасыщенном площадями петербургском рынке новых крупных проектов в ближайшее время не предвидится.
В Петербурге состоялось открытие второй очереди ТРЦ «Порт Находка», совместного проекта девелопера Fort Group и РЖД. Компания ожидает, что за счет привлечения международных модных брендов и развлекательной составляющей, число посетителей вырастет более чем в два раза. Однако в условиях переизбытка в городе торговых площадей, существует угроза канибализации собственного трафика, считают эксперты.
Одновременно с запуском ТРЦ «Охта-Молл» финской SRV, петербургский рынок торговой недвижимости пополнил квадратными метрами Fort Group. Компания запустила вторую очередь торгового центра «Порта Находка» у метро «Рыбацкое» в 18 тыс. кв. м, увеличив таким образом общую площадь объекта до 30 тыс. кв. м.
Первую очередь ТЦ, называвшегося тогда «Рыбацкий», Fort Group приобрела в 2011 году. В рамках реконцепции, завершившейся в 2012 году, компания решила сменить название и сделать ставку на одежду экономсегмента. Сейчас якорными арендаторами выступают «Глория Джинс» и дисконт «Спортмастера».
Как пояснила коммерческий директор Fort Group Анна Ермолович, необходимость в расширении на и без того насыщенном рынке Северной столицы связана, прежде всего, с развитием территории у метро «Рыбацкое» как транспортно-пересадочного узла.
«Уже сейчас здесь располагаются железнодорожная станция, метро, остановка автобусов и маршруток. В 2017 году городские власти планируют включить в бюджет проект перехватывающей парковки», – отмечает она. Таким образом, потенциальными покупателями могут выступить не только жители соседних жилых комплексов, но и те, кто едет через «Рыбацкое» на работу и возвращается домой.
Инвестиции в новую очередь составили 1 млрд рублей, которые в виде кредита предоставил Сбербанк. Партнером проекта выступили РЖД, предоставившие земельный участок и получившие в новом ТРЦ офисные помещения площадью 1500 кв. метров.
Сотрудничество с РЖД и расположение вблизи железнодорожной станции Рыбацкое дали идею для оформления ТРЦ: высокая башня с часами на фасаде и широкое открытое пространство внутри должны вызывать у посетителя ассоциацию «с вокзалом в европейском понимании». Яркие цвета комплекса также выбраны сознательно — он должен выступать центром притяжения в общем индустриальном пейзаже.
Ввод новой очереди позволит увеличить трафик с нынешних 8 тысяч человек в день до 20 тысяч, прогнозирует Fort Group. Притянуть новых клиентов, по расчету компании, должны «якорные арендаторы» – продуктовый супермаркет «Перекресток» и кинотеатр регионального оператора «Синема 5». В торговой галерее начали работать расширенные концепции испанского Mango и российского be free. Общепит представлен кафе «Буше» и рестораном «Теремок», в ближайшие месяцы также начнет работать Ginza. «Названия пока нет, но это будет концепция, близкая к «Баклажану», – пояснила Анна Ермолович.
Всего на момент запуска сдано 85% площадей (для сравнения, в недавно запустившемся «Охта-молле» открылось менее половины арендаторов). Пустые места сосредоточены на втором этаже, предназначенном для фэшн-ретейлеров. «Продавцы одежды, действительно, заморозили программы развития, но мы рассчитываем, что по мере того, как покупатели возвращаются к докризисной модели поведения, они возобновят развитие», – отметила топ-менеджер.
По словам Анны Ермолович, после сдачи второй очереди «Порта Находка» и бизнес-центра Fort Tower (будет сдан до конца года у метро «Электросила»), Fort Group не будет браться за новое строительство. Пока нет конкретных планов и по проектам редевелопмента. Параллельно с «Портом Находка» после реконцепции открылся «Южный Полюс», однако понимания, кто будет следующим, пока нет. Впрочем, компания не исключает сделок слияния и поглощения. «Это несет меньше рисков, чем новое строительство», – пояснила Ермолович. Ранее сообщалось, что компания ведет переговоры с австрийской Immofinanz о приобретении нескольких ТЦ в Москве, однако эту информацию Анна Ермолович не прокомментировала.
Более охотно коммерческий директор делится планами по развитию розничного бизнеса. Так, весной 2016 года Fort Group приобрел франшизу испанской Mango. На данный момент открыты три магазина — в подмосковном Зеленограде, а также два в Петербурге — в «Порту Находка» и «Южном Полюсе». До конца года может появиться еще два — в Москве и Петербурге. Также компания откроет парк развлечений Gorilla Park в торговом центре «Пять Озер». «Из-за кризиса стало проще договориться об аренде на более выгодных условиях», – поясняет она выбор нового направления.
По оценке Colliers International, по итогам первого полугодия 2016 г. объем петербургского рынка торговой недвижимости составил 2,68 млн кв. м. Хотя в ближайшее время ввода новых площадей не ожидается, совсем останавливать стройку девелоперы не готовы. К примеру, началось строительство ТРЦ у станции метро «Пионерская» на месте заброшенного кинотеатра «Русь». «Потенциал для появления крупного торгового проекта есть и на Васильевском острове», – считает Анна Никандрова, партнер Colliers International в России. Однако все-таки время гигантов подходит к концу. Перспективными, по мнению эксперта, являются локальные торговые центры арендопригодной площадью 10-25 тысяч кв. м в новых жилых районах. «Население таких территорий массовой жилой застройки, как Парнас, Девяткино, Юнтолово, Каменка, Всеволожск, Пулково, Ленинский проспект и проспект Маршала Блюхера, в ближайшие годы прирастет на 50-70 тысяч человек каждая. Уже сейчас интерес девелоперов к этим районам выражается в проработке концепций качественных объектов торговой недвижимости», – отмечает Анна Никандрова.
Наталья Скаландис, управляющий директор Property Management NAI Becar в Санкт-Петербурге, напротив, считает, что сегодня максимальное число районов охвачено торговыми центрами, и дефицита в больших площадях на рынке нет. «В ближайшей перспективе город будет идти по пути редевелопмента», – отмечает она.
По мнению экспертов, не исключено, что после запуска второй очереди «Порта Находка» Fort Group может столкнуться с необходимостью изменения концепции первой: в условиях переизбытка в городе торговых площадей существует угроза канибализации собственного трафика. «Если покупатели не будут доходить туда, имеет смысл изменить состав арендаторов», – считает директор департамента коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина. Перспективными могут быть более узкоспециализированный фэшн, к примеру, свадебные салоны, или же товары для дома и общепит.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»