Продажи одежды в этом году упадут на 25%, - ужасаются эксперты. Кризис, заставивший иностранные бренды массово покидать петербургский рынок, не пощадил и отечественные. Кто остается - узнала "Фонтанка".
Фэшн-рынок в России в 2016 году ускорит падение. По прогнозу Y-Consulting, продажи одежды упадут до 24-26% в натуральном выражении и на 0,5% в денежном. Для сравнения, в прошлом году, в количественном выражении продажи снизились на 21%, но в деньгах выросли на 1,7%. Сокращение спроса неизбежно ведет к уменьшению числа игроков.
Активнее всего в этом году закрывают торговые точки российские фэшн-ретейлеры. Чаще всего это те, кто еще недавно занимал лидирующее положение на рынке, но не сумел справиться с долговой нагрузкой или стал жертвой акционерных конфликтов, отмечают эксперты.
К примеру, в этом году окончательно завершилась 15-летняя история сети Savage. Последний магазин-дисконт в Северной столице прекратил работу на Лиговском проспекте. На пике развития сеть была одним из крупнейших отечественных фэшн-ретейлеров и насчитывала около 200 точек по продаже женской и мужской одежды по всей России. Из них около 20 работало в Петербурге. В течение нескольких лет лицом бренда была известная телеведущая Ксения Собчак.
Однако в условиях кризиса владельцы (бенефициарами управляющей компанией «Альфина инвестментс лимитед» считаются предприниматели Владимир Морозов и Юрий Петров) неожиданно охладели к бизнесу. По словам участников рынка, в 2015 году компания делала попытки продать свои магазины. Однако найти желающих не удалось. И в феврале 2016 года управляющие сетью ООО «Салазар трейдинг» и ООО «Компания Саваж» объявили о своей ликвидации. Впрочем, долгов после себя они не оставили — исков к компаниям в арбитраже нет.
Близка к тому, чтобы полностью покинуть петербургский рынок, и сеть Kira Plastinina. По данным их сайта, из 10 работавших еще год назад бутиков сейчас у нее остался только один — в ТРЦ «Мега Дыбенко». Однако и он принадлежит уже не компании экс-совладельца «Вимм-билль-данна» Сергея Пластинина, а франчайзи под названием «Бетаторг». В самой компании на запрос на момент публикации не ответили. По словам бывших сотрудников ретейлера, активное развитие сеть заморозила еще три года назад. Гендиректор компании Игорь Мухачев рассказывал «Ведомостям», что сейчас Kira Plastinina проводит реструктуризацию, после которой из 280 торговых точек должно остаться около 100. Они будут управляться франчайзинговыми партнерами, тогда как сама компания сосредоточится на оптовых импортно-экспортных операциях.
Стремление ретейлера избавиться от арендных расходов, сохранив при этом каналы сбыта, вполне понятно. За 2015 и 2016 годы к управляющей сетью «Кира Пластинина стиль» было подано около 100 исков с требованиями на 200 млн руб. В мае ООО «Транстехком» подало заявление о банкротстве ретейлера, но пока суд оставил его без движения.
Не в лучшем финансовом положении находится и компания «ЦентрОбувь», которая еще несколько лет назад была крупнейшим в России по числу магазинов фэшн-ретейлером, управляя примерно тысячей точек под брендами «ЦентрОбувь» и Centro в России и за ее пределами.
Однако столь бурное развитие обернулось долгами. По различным оценкам, компания задолжала кредиторам от 25 до 30 млрд рублей. В мае в офисе «ЦентрОбуви» в Москве прошла выемка документов, изучение которых завершилось возбуждением уголовного дела по подозрению в мошенничестве. Как сообщал РБК, весь прошлый год компанию раздирал акционерный конфликт, в результате которого владельцы 32,8% Сергей Ломакин и Артем Хачатрян оказались отстранены от управления бизнесом, а доля 40,4% Анатолия Гуревича досталась предпринимателю Дмитрию Вернимонту.
По данным сайта сети Centro, сейчас в Петербурге осталось только два магазина из 13 — в ТРЦ «Капитолий» и ТРЦ «Жемчужная плаза». На сайте «ЦентрОбуви» говорится, что в Петербурге нет магазинов вообще. Однако, как минимум, две торговые точки — на Наличной и Садовой улице по-прежнему функционируют. В магазине на Наличной корреспонденту «Фонтанки» сообщили, что с мая бренд и магазины принадлежат компании ООО «ФЭШНШУЗ».
Вместе со сменой владельцев произошла смена концепции – «ЦентрОбувь» перестанет торговать дешевой обувью на один сезон и переключится на более дорогой ассортимент из натуральных материалов. Впрочем, по мнению экспертов, вывести компанию из кризиса это навряд ли поможет. «Новая концепция не будет востребована на рынке: бренд «ЦентрОбувь» уже нашел «своего» покупателя, понятен и знаком ему», – считает Наталья Скаландис, управляющий директор Property Management NAI Becar в Санкт-Петербурге.
Впрочем, у нового владельца прослеживаются связи со старым. По данным СПАРК, директором «ФЭШНШУЗ» является Виктор Гирька, который до этого занимал аналогичный пост в ООО «ТК-ТНП», владельцем которой на тот момент являлся офшор Plazia Consulting Ltd., который числился и в бенефициарах ООО «Центро» (через эту компанию осуществлялись закупки для сетей Centro и «ЦентрОбувь»). Владельцем же числится Светлана Юнг, ранее работавшая в компании, специализировавшейся на оказании юридической помощи осужденным.
В опасном положении находится еще один крупный российский продавец обуви Carlo Pazolini. В конце марта 2016 года суд принял к производству иск Альфа-банка о признании банкротом одного из юрлиц ретейлера ЗАО «Фирма «Анта». Ранее банк обратился в суд о взыскании задолженности в размере $11 млн и 8,4 млн евро.
Сейчас у Carlo Pazolini около 130 торговых точек в России и за рубежом, из них в Петербурге восемь. На запрос «Фонтанки» в компании не ответили, однако брокеры уже видят повод для беспокойства. «Они всегда готовы были рассмотреть новые помещения в аренду, еще в начале 2016 года были настроены на развитие. Но сейчас не отвечают на звонки», – рассказывает директор по коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина. Магазин этой сети недавно закрылся в ТК «Электро».
Продолжают покидать петербургский рынок и иностранные бренды. Так, по данным JLL, последние торговые точки Lindex в этом квартале закроет финский Stockmann, окончательно же из России ретейлер уйдет до конца 2016 года. Ранее компания сообщала, что цель такой политики – сокращение расходов. В 2015 году работало 19 магазинов сети в Петербурге и других городах РФ.
Также в 2016 году исчез из Северной столицы французский продавец недорогой одежды Celio. Впрочем, эта сеть в нашем городе в последние годы не была особенно широко представлена — до кризиса работало четыре торговые точки, затем их количество сократилось до двух.
Ранее «Фонтанка» сообщала, что в 2014-2015 году модники Северной столицы лишились возможности покупать одежду и обувь в британских магазинах New Look и River Island, французских Jennyfer, Camaieu и Sinequanone, итальянских OVS, Calliope и Terra Nova, испанской Desigual, финской Sёppala, а также немецкой Rockports и Esprit. В большинстве случаев их российские партнеры-франчайзи предпочли закрыть магазины, поскольку подорожавшая из-за девальвации одежда не пользовалась спросом.
Без надежды на возвращение
И оживления на фэшн-рынке не наблюдается.
«Позитивной динамики в сегменте стрит-ретейла нет. Мы отметили сокращение числа сделок по аренде на 3-5% по сравнению с 2015 годом», – комментирует Наталья Скаландис.
Не лучше дела и у торговых центров. За первый квартал 2016 года в них было закрыто 110 новых магазинов одежды и обуви, тогда как открыто только 90, говорит Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге.
Причем новые открытия — это зачастую просто переезд магазина. Например, турецкая LC Waikiki ушла из ТРЦ «Галерея» и открыла магазины в «Мега Дыбенко». Иногда перенос осуществляется в пределах одного и того же ТЦ. Так, петербургский «Мэлон Фэшн Груп» (сети be free, Zarina, Love Republic) в этом году поменял месторасположение своих точек в трех ТРК. «Мы нацелены не на количественный рост, а на качественный. Мы проводим рестайлинг магазинов и переезжаем на бОльшие площади в пределах тех же ТЦ, где уже присутствуем», – пояснили в отделе развития.
В числе нацеленных на расширение сети брокеры называют, к примеру, японскую Uniqlo. Открыв первый магазин в ТРЦ «Галерея» в декабре 2015 года, весной 2016 года ретейлер добавил к нему точку в «Мега Дыбенко», а осенью запланировал также запуск в ТРЦ «Лето».
Также готова расширяться турецкая Koton, российская сеть дисконтов «Фамилия» и мультибрендовый оператор Jeans Symphony, говорят брокеры, но конкретных планов по развитию не называют. «На место закрытых магазинов «Центробувь» приходят операторы этого же профиля, например, Zenden», – добавляет Евгения Кулеш, старший консультант департамента торговой недвижимости компании Colliers International в Петербурге.
Новых брендов не так много, и, в основном, это единичные открытия. К примеру, свои бутики открыли премиальная французская сеть белья и купальников ERES, немецкая Jil Sander Navy, также проект петербургских предпринимателей Александра и Инны Семеновых Swank. Среди недорогих брендов — польский House (входит в группу LPP), в среднем ценовом сегменте – эстонская Veta.
Впрочем, участники рынка не исключают, что на фоне укрепления рубля иностранные бренды начнут возвращаться. Так, по информации JLL, в новом ТРЦ «Охта-молл» должен открыться магазин итальянской марки Terra Nova, покинувшей рынок в прошлом году.
«Деловой Петербург» ранее сообщал о возможном воскрешении Savage казанской производственной компанией «Салма Трейд», которая получила права на этот бренд. У компании нет сайта, в базе СПАРК контактные телефоны отсутствуют. Однако опрошенные «Фонтанкой» брокеры говорят, что не получали от нее запросов на поиск торговых точек. Нет сигналов и от «Бетаторг», которой достался последний магазин Kira Plastinina.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»