Конституционный суд России признал систему «Платон» конституционной. Во время принятия и оглашения решения здание пикетировали петербургские дальнобойщики, пишет «Фонтанка».
Система соответствует Конституции и зарубежной практике, её только нужно подвергнуть отдельным правкам и улучшениям, считают судьи.
Плата по «Платону» должна вычитаться из транспортного налога – такой законопроект уже внесён в Госдуму, и, судя по всему, конституционалисты ему симпатизируют. «Недопустимо повышать установленный размер платы… если на такую возможность не указано в федеральном законе», – считают в КС. Правительство и Госдума должны «в разумные сроки установить порядок определения оператора системы и критерии, которым он должен соответствовать». Предложено урезать некоторые функции компании РТИТС (наполовину принадлежит Игорю Ротенбергу), которая сейчас распоряжается «Платоном», например «нормотворческие» функции. То, что системой распоряжается частная компания, связанная с семьёй Ротенбергов, не смутило судей.
В это время напротив здания суда стояли два активисты, держащие по очереди плакат «КС, защищай Конституцию, а не олигархов». В одном из них «Фонтанка» распознала координатора движения ТИГР («Товарищество инициативных граждан России») Александра Расторгуева, а в другом – предпринимателя, владельца двух большегрузов Юрия Бубнова.
«Мы понимаем, что проиграем, – заявил Расторгуев. – Это будет значить, что КС примет антиконституционное решение. Из-за «Платона» наша власть пошла навстречу кучке олигархов».
«Напомним, жалобу в Конституционный суд на систему «Платон» написала зимой 2015 года думская фракция КПРФ. С точки зрения коммунистов, все документы, которыми ввели «Платон» (это постановление правительства №504, поправки в Кодекс об административных правонарушениях и закон «Об автомобильных дорогах») надо отменить. Вместо них требуется гибче регулировать транспортный налог или акцизы на топливо.
Система «Платон» (название не имеет ассоциаций с древнегреческой философией и расшифровывается прозаически – «плата за тонны») начала действовать в России осенью 2015 года – чтобы возместить вред, который дальнобойщики наносят федеральным трассам. «Платон» предполагает платный проезд по таким дорогам для машин свыше 12 тонн и штрафы для тех, кто не перечислит государству деньги. Проектом по концессионному соглашению с государством занимается компания РТИТС (на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, еще на 50% – бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»).
Идея вызвала зимой 2015-2016 года крупнейшие в истории протесты среди водителей, они спорадически продолжаются до сих пор. И дело даже не в том, что пришлось платить. Оказалось, «Платон» абсолютно не приспособлен к жизни – бортовые датчики, которые требовалось установить на машины, неправильно высчитывали маршрут и расстояние. К тому же тарифы на проезд и штрафы были слишком высокими, жаловались владельцы грузовиков. За полгода работы перечисления в бюджет от системы «Платон» составили 8 миллиардов рублей – это меньше, чем изначально прогнозировали чиновники. «Платоном» начали пользоваться больше 90% крупных транспортных компаний, их парк суммарно насчитывает около 720 тысяч грузовиков.»