21 апреля. В этот день в 1931 году открыл свои двери один из самых современных торговых центров не только Советского Союза, но и Европы - «Дом кооперации» на площади Стачек.
Торговый комплекс открылся в здании, где годом раньше начала работать фабрика-кухня. Этот комплекс существует до сих пор под названием «Кировский универмаг».
Конец 20-х годов в советской России — это взлет конструктивизма. И при этом — восторг индустриального стиля. Завод, фабрика — это то, что вдохновляет в том числе и творческих людей, это принципиально новый подход к организации жизни.
Фабрика-кухня – это новый тип организации общественного питания. 60 тысяч полноценных обедов в день — мощность этой системы, которая должна была накормить или обеспечить полуфабрикатами работников близлежащих промышленных предприятий.
Кстати, выпуск полуфабрикатов считался тогда важнейшей задачей на пути освобождения женщины от гнета домашнего быта. Сталинский возврат к «неодомострою» еще не начался, и в 1928 году, когда началось проектирование этого торгового комплекса, считалось важным облегчить жизнь хозяйке. Советская женщина покупала на фабрике-кухне полуфабрикаты, дома их разогревала и кормила семью качественной пищей, приготовленной по научным рецептам.
Здание возводилось по последнему слову науки и отвечало идеям того времени. Каркас сделал из монолитного железобетона, внутри установлены технологические механизмы, самые современные на то время. Была разработана система передвижения людских потоков.
Стоит вспомнить, что в те же годы великий ле Корбюзье строит в Москве здание Центросоюза. К слову, он в то время был членом редколлегии советского журнала «Современная архитектура». В линиях здания на площади Стачек видны черты, которые развивались и пропагандировались знаменитой архитектурной школой «Баухаус», в которой творили Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ...
В 30-ые годы в СССР пришла новая мода — советский монументальный классицизм, достигшая своего апофеоза в стиле, который позже был назван «сталинским ампиром». В Германии разогнали «Баухаус», сочтя его рассадником коммунизма. Идеи блистательного нового мира пришлось отложить на четверть века... Но это уже другой рассказ, о другом здании.