Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Асад нам не друг. И никогда не был

Асад нам не друг. И никогда не был

883

Россия вновь озадачила мировое сообщество. На этот раз - не вводом войск для помощи братскому народу, а неожиданным выводом. На старте мирного процесса в Сирии мы оттуда уходим. Каково придётся теперь Башару Асаду, звавшему нас на помощь, "Фонтанке" объяснил арабист Василий Кузнецов.

Решение о выводе войск из Сирии президент Путин принимал единолично, а не в результате переговоров. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков во вторник, 15 марта, то есть – на следующий день после заявления, сделанного самим Путиным. Это заявление было настолько неожиданным, что сутки ушли у пресс-службы на опровержение версий. Но версии никак не опровергались. "Фонтанка" обсудила их с востоковедом, политологом, главой Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, директором Центра политических систем и культур МГУ Василием Кузнецовым.

- Василий Александрович, для вас решение о выводе войск из Сирии тоже было неожиданным?

– Мне кажется, оно для всех было неожиданным. Думаю, что эксперты, которые говорят, что ожидали этого, лукавят. Это вообще специфика нашей внешней политики. С другой стороны, как отмечают некоторые западные аналитики, эта специфика приносит России дивиденды на некоторых направлениях. Хотя, конечно, эти дивиденды приходится просчитывать уже постфактум.

- Почему именно сейчас? Только-только началось перемирие, стартуют переговоры. Куда мы спешим? И зачем?

– Некоторое время назад и в Москве, и в Вашингтоне стало ясно, что дальнейшая эскалация на Ближнем Востоке может привести к большой войне. Было заключено перемирие, и это означает: Россия и Штаты пришли к общему пониманию, что должно происходить дальше. А дальше необходимо запустить политический процесс. Но как только было заключено перемирие, своё заявление сделал Асад: он сказал, что никакого перемирия – война до победного конца. Это вы, наверное, помните. Россия восприняла это заявление крайне негативно. И у Асада начались проблемы с боевыми действиями.

- Из-за нас?

– Я не говорю, что это связано с изменениями в нашей политике, но хронологически это было так. В итоге политический процесс всё-таки был запущен. Но в первый же день, в минувшую субботу, 12 марта, представитель Сирии в Женеве Валид Муаллем делает новое заявление: вопрос о президентстве обсуждаться не будет, тема переходного органа власти в Сирии – "красная линия". И ни Де Мистура (спецпредставитель ООН по Сирии. – Прим. ред.), говорит Муаллем, ни кто бы там ни было – тут намёк очевиден – не может определять повестку дня межсирийских переговоров. А если это будет не так – сирийская делегация, сказал он, покидает Женеву в течение суток.

- Да, это у нас на удивление широко цитировала пресса. Что это вообще было?

– Фактически это – прямое давление на Россию. Что значит – не будет обсуждаться? А что вы тогда собираетесь обсуждать?

- То есть мы так скоропостижно уходим из Сирии потому, что так себя повёл Асад?

– Это одно из объяснений. Возможно, есть и более глубокие причины. Мы не допустили развития ещё более негативного сценария в отношениях с Турцией. Может ли дальше начаться турецкая интервенция – посмотрим, как будут дальше развиваться события, но такой момент есть. Третий момент – политический процесс уже запущен, в сложившейся ситуации он может развиваться дальше. Теоретически он может сорваться, такая вероятность есть всегда. Но сейчас он запускается. И у Асада появилось больше мотивации, и у оппозиции.

- Почему Сирия так странно себя повела на переговорах? Вроде казались "ручными"…

– Нет, они никогда не были "ручными". Такое впечатление может создаться у внешних наблюдателей, но сирийский режим никогда не был "ручным". Более того: он никогда не был даже нашим близким союзником.

- Это как? Мы разве не его всё время защищали?

– Заявления Кремля о том, что мы, мол, не позволим разрушить государственность в Сирии… Я понимаю, что они воспринимались так же, как многие другие заявления Кремля. Но это они действительно говорили не просто так. У нас и в экспертном сообществе, и, как мне кажется, в политическом сообществе понимают, что сирийский политический режим будет, так или иначе, трансформирован и что мы не защищаем Асада лично. Глупо думать, что тратится такое количество ресурсов на защиту одного человека. Такой идеи никогда не было.

- Как же не было идеи, когда мы всё время о ней слышали?

– Была идея защитить государственность в Сирии. При этом иметь дело с Асадом лично всегда было очень тяжело. Такова специфика политической культуры в Сирии, такова специфика этого режима: он воспринимает даже небольшие уступки – как большое поражение. Он очень упрям. Так исторически сложилось. И я думаю, что сейчас у Асада возникло представление о том, что мы от него зависим больше, чем он от нас.

- А мы-то как от Асада зависим? Откуда у него эта мысль? Разве не он просил нас о помощи?

– Ну, знаете, точно так же Соединённые Штаты зависят от сирийской оппозиции. Когда вы вступаете с кем-то в союзничество, это всегда отношения взаимной зависимости. Потому что вы вкладываетесь в будущее своих союзников. На эту тему было интересное исследование по поводу Афганистана, 1980-х годов: выяснилось, что локальные лидеры, вроде лидеров племён, а в случае с Сирией – Асад и лидеры оппозиции, понимают глобальных акторов лучше, чем глобальные понимают местных. Потому что, так или иначе, при всей непредсказуемости нашей политики, и мы, и американцы постоянно что-то объясняем, тысячи экспертов дают интервью, пишут статьи и так далее. Мы всё время объясняем нашу логику и наше понимание ситуации. В этом есть некоторое пренебрежение к местным игрокам. А в итоге им понять нас гораздо легче, чем нам – их.

- Как будут складываться отношения России с Асадом после такого его поведения и нашего ухода? Они испорчены?

– Не надо думать, что у нас была какая-то очень большая любовь с Асадом. Были партнёрские отношения, союзнические. И вряд ли они испорчены, всё равно наше присутствие в Сирии, как мы знаем, сохраняется.

- По-другому спрошу: если Асад уцелеет как президент, он останется нашим партнёром и союзником?

– Думаю, что у Асада есть собственная повестка дня и собственная стратегия поведения. Давайте попробуем нарисовать такое развитие событий: в результате переходного периода в Сирии происходит, например, некая демократизация. Думаю, что Асад – или кто-то другой, кто займёт его место – будет заинтересован в диверсификации отношений. Никто в Сирии не будет делать ставку только на Россию. Это классическая схема всех этих режимов, они всегда так действовали и будут действовать. Другой вопрос – насколько в этом будут заинтересованы другие игроки. Понятно, что первым союзником Асада будет Иран. Что касается американцев, там есть, конечно, контакты на определённом уровне, но выстроить позитивные отношения будет трудно.

- Асад – строптивый, считает нас зависимыми от него, помогать ему лично мы не хотели. Тогда зачем мы вообще вводили войска? Что нам эта сирийская государственность, которую надо было непременно защитить?

– Здесь есть много объяснений. Мы, может быть, не хотели защитить лично Асада, но существовала возможность, что через несколько месяцев режим Асада падёт, причём вовсе не от умеренной оппозиции, а от совсем других игроков, от того же ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ. – Прим. ред.). И это была бы совершенно новая реальность – и для Европы, и для нас. Другая идея – Дамаск воспринимался как союзник Москвы, и поражение Асада воспринималось бы в значительной степени как наше поражение. Третье – была такая идея: если Асад благодаря нашей помощи почувствует себя увереннее, он станет более гибок, с ним уже можно будет торговаться. Есть ещё одно соображение, которое я бы назвал основным. Я не думаю, что судьба Асада или его режима всерьёз заботила Кремль, но сирийский конфликт использовался для улучшения отношений с Западом, для демонстрации ему своей полезности. Я бы назвал это "принуждением к дружбе". И, наконец, существовала ещё одна идея – не знаю, насколько она реалистична: установление лояльного России политического режима при нашем серьёзном военном присутствии. Если бы Россия показала, что она может играть роль "регулировщика" на Ближнем Востоке, то это усилило бы нас в политическом плане. А это всё-таки – юг Европы, восток Европы. И мы могли бы по-другому выстраивать отношения с Евросоюзом. Это всё, конечно, такая маниловщина: я не уверен, что такие соображения существовали, может быть – всё это мои фантазии. Но они возможны.

- За те полгода, что нашим войскам непременно надо было в Сирии присутствовать, мы много потеряли: погибли 224 человека во время крушения самолёта, которое называют местью за Сирию, в Турции сбит самолёт – погибли двое военнослужащих, отношения с Турцией испорчены. О деньгах на кампанию на этом фоне я не говорю. И это только то, что мы знаем. Что мы от этой операции приобрели?

– Это, наверное, не глобальное изменение ситуации, но на определённом участке Россия показала, что она – крупный игрок, способный эффективно участвовать в решении крупных мировых задач. Изменилось наше положение в регионе, в чём-то оно стало более сильным.

- Это действительно стоило таких потерь?

– Стоило или нет – вопрос ценностей, вопрос политической стратегии. Вопрос убеждений. С точки зрения российского правительства – да, вероятно, стоило.

- Что будет дальше с Сирией? Она сохранится в нынешних границах, её ждёт распад, или это будет федерализация?

– Что будет в действительности – можно только гадать. Договором предусмотрено сохранение Сирии в её нынешних границах. И в этом заинтересованы все стороны. Проблема децентрализации будет решаться в ходе переговорного процесса. С другой стороны, проведение децентрализации в условиях слабости институтов – это всегда проблема. Чего боятся и Асад, и Путин? Того, что децентрализация станет путём к деинтеграции Сирии. Вот как в таких условиях найти "золотую середину" между крайней централизацией власти и распадом государства – большая проблема.

- Большой кусок Сирии занят группировками, с которыми никто не договаривался о мире. Что будет с территорией страны, подконтрольной террористам? Победить которых, кстати, было нашей официальной задачей.

– Это тоже зависит от политического процесса – как он будет идти. В наилучшей ситуации, после начала переходного периода в Сирии усилится борьба с террористами при поддержке и с нашей стороны, и с американской

- Это как же – при нашей? Мы войска выводим.

– Проблема борьбы с террористами не решается тем, чтобы просто кого-то разбомбить. Проблема Сирии в том, что на части её территории не действуют государственные институты. То есть борьба с террористами должна сопровождаться восстановлением государственности. Кто-то должен взять на себя строительство школ, детских садов, поликлиник и так далее. Если никто не берёт на себя эту функцию, тогда начинают действовать террористы.

- Откуда у сирийского правительства, кто бы ни стоял во главе, возьмутся деньги на восстановление?

– Осенью, когда Путин произносил "валдайскую речь", одним из пунктов был созыв международной конференции по экономическому восстановлению Сирии. И первый вопрос вы задаёте правильно: кто будет платить. По самым скромным и не вполне реалистичным оценкам, на восстановление Сирии нужно 250 миллиардов долларов за 10 лет. По более реалистичным – 500 миллиардов. В стране разрушено порядка двух миллионов зданий, и для того, чтобы восстановить их, требуется столько бетона, что в Сирии не хватит воды, чтобы его развести. Это – катастрофа. И я не знаю стран, готовых вложить такие деньги. Но есть второй вопрос – не менее важный: если средства и появятся, то нужны будут институты, гарантирующие оптимальное использование денег. Нужны компании, которые будут выполнять работы. И чтобы всё это не превратилось просто в чёрный рынок отмыва средств. Это сложно. И восстановление Сирии – вопрос не года и не двух, это вопрос десятилетий. Но есть позитивный пример: Ливан, который был полностью разрушен гражданской войной, а потом довольно быстро восстановился.

- Ливан маленький.

– Да, Ливан – это 4 миллиона населения. И это совсем другая история.

- А есть другой пример: Ливия, которая была разрушена и просто перестала существовать как государство. Этого с Сирией не произойдёт?

– Ливия – это просто особая история. И я бы не сказал, что ситуация там хуже, чем в Сирии. Я не буду сейчас вдаваться в подробности о Ливии, но она потому и разрушена, что Каддафи не создал там таких государственных институтов, какие были созданы в Сирии. Да, там сейчас очень большие проблемы с государственностью, с терроризмом и так далее, там огромное количество оружия у населения. Однако такой катастрофы, как в Сирии, там нет.

- То есть Сирия разрушена больше, чем Ливия?

– Конечно. Просто в Сирии ещё есть кому ситуацией управлять. Но в экономическом плане – в Ливии хоть примитивная экономика, но существует. А как будет идти восстановление Сирии – трудно сказать. Я вообще не уверен, что будет осуществлена какая-то последовательная, цельная программа по её восстановлению. Вероятнее всего, это будет идти стихийно. И есть ещё вопрос: возвращение беженцев. Больше всего говорят о беженцах в Европу, но огромное количество сирийцев сейчас, например, находится на территории Ливана, Турции, Иордании. Я не уверен, что эти люди мечтают жить там, где они сейчас оказались. Проблема возвращения ещё ждёт Сирию, потому что людям надо возвращаться не на пустое место, а куда-то. И многие будут возвращаться и со старыми обидами, и с новыми обидами. Это может создать проблему радикализации.

- Россия будет как-то участвовать в решении таких проблем Сирии? Или мы, выводя войска, полностью дистанцируемся от сирийской истории?

– Хороший вопрос, но ответа на него мы пока не знаем. Если тема возвращения России на Ближний Восток актуальна, то она должна в этом участвовать. Но я, честно говоря, не помню, чтобы на эту тему что-то говорил президент, в основном – журналисты на федеральных телеканалах и соответственным образом настроенные эксперты. Но давайте попробуем рассуждать прагматически. Экономика, создание институтов – это нельзя назвать сильными сторонами России. Трудно сказать, что Россия будет учить Сирию бороться с коррупцией.

- Мы научим, это да…

– У нас другие сильные стороны. Первая – очень мощная дипломатия. Вторая – вооружённые силы. А третья – специфическое положение России, которая долгое время была менее вовлечённой в дела региона, чем, скажем, США. И российский антиамериканизм, как говорят некоторые на Ближнем Востоке, – это наш "элемент мягкой силы". На Востоке антиамериканизм привлекателен. Пусть он даже не всегда искренний, но таким его принимают. Вопрос в том, какие из этих трёх элементов сохранились. Возможно, мы ещё можем занять на Ближнем Востоке положение, которое позволит нам выступать там медиаторами.

Беседовала Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях