Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Праймериз в США: смотрите, кто уходит

Праймериз в США: смотрите, кто уходит

421
фото с сайта twitter.com, пользователь @nytimes
Источник:

В США завершился второй тур первичных выборов, после которых определятся кандидаты от республиканской и демократической партий. Пока волю изъявили два штата, Айова и Нью-Гэмпшир. И преподнесли сюрпризы.

Бывшая госсекретарь Хиллари Клинтон больше не фаворит первичных выборов в США. В Айове ей удалось обойти сенатора Берни Сандерса на 0,3 процента, но на праймериз 9 февраля в Нью-Гэмпшире он уверенно вышел вперёд. Республиканец и кумир телезрителей Дональд Трамп, удивший всех 3-м местом в Айове, вернул утраченные позиции и в Нью-Гэмпшире и обошёл всех соперников. В этой внутрипартийной предвыборной борьбе в США "Фонтанка" всю ночь разбиралась с помощью газеты "Нью-Йорк Таймс", которая пристально отслеживает каждое телодвижение участников гонки.

Но уже к 9 часам мск данные изменились и показали тенденцию еще ярче: у Сандерса – 60%, у Хиллари 38,4. У республиканцев на 2 месте Кейсич с 15,9%, на третьем – Круз (11,5%), потом идет Буш с 11,1% и Рубио 10,6%.

О системе американских праймериз "Фонтанка" писала в конце прошлого года. С тех пор ряды "ослов" и "слонов" поредели. От демократов гонку продолжают двое – бывшая госсекретарь Хиллари Клинтон и сенатор Берни Сандерс, социалист по убеждениям. От республиканцев – девять кандидатов: экс-губернатор Флориды Джеб Буш, темнокожий нейрохирург-педиатр Бен Карсон, губернатор Нью-Джерси Крис Кристи, сенатор Тед Круз, сенатор Марко Рубио, бывший топ-менеджер Hewlett-Packard Карли Фиорина, экс-губернатор Вирджинии Джим Гилмор, губернатор Огайо Джон Кейсич и, конечно, любимец россиян миллиардер Дональд Трамп. Последний прославился заявлениями на грани политкорректности, а иногда и за этой гранью.

Кто есть кто

Перед первыми праймериз у кандидатов были месяцы на то, чтобы обрабатывать уши избирателей. Потом уже на каждый штат будет приходиться меньше времени. Но в целом позиции участников известны, предопределены партийной принадлежностью. Демократов от республиканцев традиционно отделяют взгляды на смертную казнь, иммиграцию, запрет абортов, борьбу с глобальным потеплением, на контроль над огнестрельным оружием. В "новейшей истории" появились беженцы, война в Сирии, "Исламское государство" (в России признано террористической организацией и запрещено).

"Наша цель не в том, чтобы сдержать ISIS, а в том, чтобы победить и уничтожить ISIS", – говорила Клинтон. "Мы должны быть агрессивными, чтобы уничтожить ISIS, – соглашался с ней Сандерс, добавляя: – Но мы должны извлекать уроки из прошлого, это означает, что мы не сможем сделать это в одиночку".

"Мы должны уничтожить их. Прямо сейчас", – сказал о террористах ИГ республиканец и представитель самой гуманной профессии доктор Карсон.

Дональд Трамп объявил, что готов "разбомбить даже ад", чтобы очистить и его от ISIS. "Бомбить недостаточно, – уверен Джон Кейсич. – Мы не можем больше ждать, чтобы создать коалицию и уничтожить их".

Губернатор Кристи раскритиковал позицию действующего президента Обамы, который "недооценил этих людей", и пообещал, что сам он в должности президента выберет "более агрессивную стратегию". Джеб Буш, брат Джорджа Буша-младшего, объявил, что именно вывод американских войск из Ирака, предпринятый Обамой, создал "почву для возникновения ИГИЛ". Сенатор Рубио назвал проблему ИГ "конфликтом цивилизаций" и предложил решать её, обучая боевиков из суннитских стран для борьбы с террористами.

"Что нам нужно – так это главнокомандующий, который ясно покажет: если вы ISIS, если объявили джихад Америке, то вы подписали себе смертный приговор", – заявил сенатор Круз.

Тема ИГИЛ стала единственной, где большой разницы между республиканцами и демократами нет даже на уровне риторики. По поводу беженцев Хиллари Клинтон заявила, что Америка может принять 65 тысяч человек, если они будут проверены "так тщательно, как это можно представить".

"Я, конечно, считаю, что Соединённые Штаты должны принять на себя полную ответственность за оказание помощи беженцам", – согласился с нею Сандерс.

Из Дональда Трампа "Нью-Йорк Таймс" приводит сравнительно политкорректную цитату:

"Если Обама из-за своей слабости позволяет им прибывать, то я, если выиграю, вышлю их всех".

Рубио выражается осторожнее: "Мы не можем проверить их прошлое. И это одна из причин, почему мы не можем принять беженцев. Это не значит, что мы не хотим. Мы не можем".

Джон Кейсич высказался примерно в том же духе: США не могут подвергать риску собственных граждан.

"Мы не можем", – сказала и Карли Фиорина.

Тед Круз заявил, что мусульмане, бегущие от преследований, должны находить приют "на Ближнем Востоке в более сильных исламских странах", а вот христианам "могут дать убежище США". Детский доктор Карсон назвал "распадом интеллекта" желание привести беженцев в США "в нынешних условиях".

В вопросе о контроле над огнестрельным оружием Клинтон осталась верна позиции "правильных" демократов:

"Сколько ещё людей должно умереть, прежде чем мы начнём действовать?" – вопрошала она, предлагая отозвать закон, защищающий производителей оружия от судебных исков.

А вот господин Сандерс осторожно призывал "найти середину" в этом вопросе. "Нью-Йорк Таймс" напоминает читателям: в Конгрессе сенатор Сандерс голосовал как раз за тот самый закон, который хочет отозвать его соперница по праймериз. Впрочем, сенатором он стал как независимый кандидат, а не партийный.

"Вы не избавитесь от плохих парней, избавившись от оружия, – заявил сторонникам запретов республиканец Тед Круз. – Вы избавитесь от плохих парней, используя оружие".

Это в целом и есть позиция республиканцев. Дональд Трамп пообещал, что, став президентом, наложит вето на любую попытку ужесточить контроль над оборотом оружия. Рубио, Кейсич, Фиорина, доктор Карсон и даже Кристи, победивший на губернаторских выборах 3 года назад с тезисами о контроле над оружием, выступали в том же духе.

Вопрос об однополых браках раньше решал по своему усмотрению каждый штат, но недавно Верховный суд США узаконил такие союзы во всей стране. Одни республиканцы, как губернатор Кейсич или доктор Карсон, называют себя противниками этого, но призывают уважать решение суда. Другие, как Кристи, считают, что надо вернуть право вводить и снимать запреты штатам. Третьи, как Тед Круз, выступают за полный запрет ЛГБТ-союзов. Таким же полем для разногласий республиканцев с другими республиканцами стала тема запрета абортов. У демократов проще: они считают, что людям должна быть предоставлена свобода выбора.

По данным "Нью-Йорк Таймс", даже преданные избиратели какой-то из партий далеко не всегда солидарны с высказываниями "своих" кандидатов. Например, только 63 процента избирателей-демократов согласны с позицией демократов по приёму беженцев. Зато принимать их готовы 27 процентов электората республиканцев. Или вот по абортам: свободу в этом вопросе одобряет только 51 процент демократических избирателей, но к ним присоединяются 16 процентов республиканских. Похожая картина с запретом смертной казни. Возможно, ошибка кандидатов в том и была, что они считали своих избирателей слишком уж стабильными во взглядах.

Айова, 1 февраля

Открыла гонку 1 февраля Айова – сельскохозяйственный штат, который считается политически не очень активным. Может быть, свою роль сыграло то, что он был первым в расписании. У кандидатов было много времени на работу с избирателем. Строго говоря, в Айове проходили не праймериз, которые организуются официальными властями штата и предполагают наличие кабинок с урнами, а другая разновидность первичных выборов – кокус, открытое голосование членов партии в общественных местах. Впрочем, для нас это не очень важно.

Сюрпризом №1 в Айове оказалось место Дональда Трампа, о котором до этого момента судили по успеху телеэфиров с его участием. Любитель ярких высказываний стал лишь вторым в таблице, он набрал 24,3 процента голосов. На три процента его опередил сенатор Тед Круз – сторонник, как сказали бы у нас, "традиционных ценностей". Марко Рубио, самый молодой из всех кандидатов (ему 44 года), оказался третьим. Джеб Буш, считавшийся фаворитом год назад, болтался в самом низу рейтинга.

Ещё недавно те, кто скептически оценивал "клоунскую" популярность Трампа, считали, что именно Рубио с его латиноамериканскими корнями к ноябрю станет лидером праймериз. У него были все шансы отнять у демократов их традиционных избирателей – темнокожих, иммигрантов, молодёжь и бедных.

Согласно аналитике "Нью-Йорк Таймс", Тед Круз лидировал среди граждан с любым уровнем дохода, по вероисповеданию – евангелистов. За Рубио хуже всего голосовали бедные жители малонаселённых районов Айовы, независимо от их религиозных убеждений. А Трамп, наоборот, меньше всего голосов набрал среди обеспеченных жителей городов.

Но настоящая неожиданность произошла у демократов. Берни Сандерса с его социалистическими взглядами недавно никто не рассматривал как серьёзного конкурента Хиллари Клинтон. Более того: он и сам, видимо, перед Айовой не очень верил в собственный успех. И во время теледебатов даже помог конкурентке избежать разговора на больную для неё тему – о её электронной переписке. В Айове Клинтон набрала 49,9 процента голосов, а Сандерс получил 49,6 процента. Аналитиков больше всего удивило, что 74-летний сенатор забрал себе голоса молодёжи.

Когда речь идёт о десятых процента, трудно сказать, кто за кого больше голосовал. И всё-таки среди богатых людей с высшим образованием у Хиллари Клинтон оказалось чуть больше избирателей. Зато Сандерсу удалось переманить часть бывших сторонников Барака Обамы.

Нью-Гэмпшир, 9 февраля

Перед праймериз в Нью-Гэмпшире было известно, что по опросам к 9 февраля Дональд Трамп уверенно лидирует, симпатии ему выражали, по данным "Нью-Йорк Таймс", 30 процентов опрошенных. Вторым шёл Рубио – с десятью процентами. Крузу прочили 4-е место с совершенно незначительными процентами. Джебу Бушу не прочили вообще ничего.

Праймериз – это борьба "внутривидовая". И "Нью-Йорк Таймс" приводит данные о том, сколько потратили перед Нью-Гэмпширом республиканцы на борьбу с другими республиканцами. По информации газеты, в общей сложности – 30 миллионов долларов.

О демократах речи пока нет, потому что их всего двое. Тем не менее во время дебатов перед Нью-Гэмпширом Сандерс, ощутивший близость победы 1 февраля, уже не был так великодушен к сопернице. Он упрекнул госпожу Клинтон, что на кампанию ей давали денег крупные фирмы. Хиллари парировала, что это никак не отражалось на её политических взглядах. Но, видимо, это отразилось на её рейтинге.

Из республиканцев самым "щедрым" оказался аутсайдер Айовы Джеб Буш. Видимо, хотел с помощью денег наверстать упущенное. Целью № 1 для него был Рубио – 6 миллионов долларов. На втором месте, 4,1 миллиона, – Трамп. Это о нём Буш сказал на одном предвыборном мероприятии: "Когда кто-нибудь пренебрежителен к людям с ограниченными возможностями, это выводит меня из себя". Кейсич – третий, 4 миллиона, Кристи – второй, 2 миллиона. На этом фоне на лидера Айовы Круза Буш потратил обидно мало, всего 1,6 миллиона долларов.

Рубио, второй по расходам, принял вызов Буша. Это ему стоило 2,4 миллиона. Ещё по полстолько он потратил на Круза и Кристи.

Расходы Кейсича на этом фоне выглядят скромно. Он считал соперниками пятерых товарищей по партии, но "оценивал" их по-разному. Дороже всех вышел Трамп: 843 тысячи долларов. На втором месте – Кристи, 738 тысяч. Третий – Буш, 505 тысяч. Буквально копейки на Рубио – 202 тысячи, и совсем уж несерьёзные 150 тысяч – против Круза.

Кристи бросил против Кейсича 343 тысячи долларов, а на Рубио выделил обидные 22 тысячи.

Миллиардер Трамп не разбрасывался на соперников. Его единственной целью был Тед Круз, которого непременно надо было вышибить с первого места. Судя по результату, 1,2 миллиона долларов были потрачены эффективно.

Ну, а сам Круз, судя по всему, считал главным соперником Рубио, наступавшего ему на пятки в Айове. На борьбу с ним Круз потратил 124 тысячи долларов. Трампа он, видимо, не ставил ни в грош, точнее – ни в цент. И напрасно.

Эффективность расходов кандидатов можно оценить по результатам тура. По предварительным подсчётам, которые "Нью-Йорк Таймс" приводила по состоянию на 9 часов вечера 9 февраля, первое место с результатом 34,1 процента занял Дональд Трамп. По остальным предварительным результатам уже видно, у кого он отнял голоса. Джон Кейсич, третий по расходам на антирекламу соперников, занял 2 место, набрав 15,5 процента голосов. Тед Круз опустился на 3 место – 11,7 процента. И это место с таким же количеством голосов делит с ним лидер "денежной гонки" Джеб Буш.

У демократов Берни Сандерс опередил Хиллари Клинтон уверенно: по предварительным данным – 58,2 процента у него против 39,9 у неё. По данным "Нью-Йорк Таймс", Сандерс лидировал во всех социологических группах, то есть за него голосовали молодые и пожилые, богатые и бедные, образованные и не очень.

Это, повторим, предварительные итоги. И праймериз только начались, они продлятся до 14 июня. Следующие штаты – Невада и Южная Каролина, 20 февраля. "Фонтанка" следит за предварительными выборами президента в другом полушарии.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях