Шведские водолазы осмотрели найденную у Аландских островов подлодку и сомнений, что это — российский «Сомъ», не осталось. Один из руководителей операции исландской компании iXplorer ocean research ream по поиску подлодки «Сомъ» - Алексей Михайлов рассказал «Фонтанке.Live» о том, чем вызван интерес к ней и какое будущее ждет находку.
«Фонтанка» поинтересовалась мнением экспертов на этот счет, а также поговорила с потомком командира «Сома».
Вы — тот, кто нашел в архивах данные о месте гибели подлодки «Сомъ»?
– Я многие годы искал эту лодку. И не только в архивах, но и в шведских водах. И благодаря сотрудничеству с одной из шведских команд, у нас, наконец, появилось в этом году время провести реальную поисковую работу.
Чем вызван ваш интерес к подлодке «Сомъ»?
– Интерес в первую очередь вызван тем, что эта лодка уникальна с исторической точки зрения. Эта лодка была приобретена Российской империей в 1902 году, а построена за год до этого американцами. Изначально называлась она «Фултон», проект Holland. В 1905 году, несмотря на то, что Русско-японская война была не очень удачна для России, эта лодка осуществила первую удачную атаку вражеских кораблей подлодкой в истории подводного флота. Подлодка «Сомъ» осуществляла патрулирование в районе бухты «Преображение» и заметила два японских миноносца. Лодка всплыла по перископ и пыталась провести атаку. Это занимает время. И тут японцы увидели перископ подводной лодки, испугались и скрылись в тумане.
Тогда командиром был князь Трубецкой, если я не ошибаюсь.
– У меня есть группа историков, которая занимается именами и фамилиями. Боюсь называть фамилии. Я еще и водолаз к тому же, а у водолазов из-за большого количества гелия, который они в свое время употребляли, с памятью плохо.
Есть информация, что подлодку «Сомъ» могли обнаружить еще в 2013 году.
– Эта информация ложная. Нигде в газетах и журналах нет сведений о том, что лодка была обнаружена до нашего открытия.
Шведские водолазы выложили видеозапись погружения 1 августа. Вы присутствовали при этом?
– Да, и я испытывал чувство зависти. У меня была простуда и я не смог погрузиться сам. Моя команда вместе с командой OceanX-team, всего трое человек, погрузилась и провела визуальный осмотр лодки. Заодно это была рекогносцировка на тему того, как мы будем дальше проводить обследование подводной лодки.
В ранних сообщениях водолазов говорилось, что никаких видимых повреждений на корпусе подлодки нет. А эксперты утверждают, что после столкновения со шведским судном должна была остаться пробоина.
– В этот раз кроме леерного ограждения, которое было, очевидно, сломано килем шведского парохода «Ингерманланд», мы обнаружили вмятину, которая, по всей видимости, когда был удар, дала трещину. И воздух стал выходить из лодки. Сейчас это место корродировано и там образовалось достаточно приличное отверстие шириной около 20-25 сантиметров. Это был один отсек, и повреждение в одном месте означало гибель лодки.
Каковы дальнейшие планы на обследование лодки и возможен ли ее подъем?
– Мы готовы поднимать лодку. У нас есть для этого и опыт, и в Швеции есть достаточно опытные компании, которые много лет занимаются подъемом со дна моря объектов, представляющих колоссальную культурную ценность. Это не проблема — сделать так, чтобы этот подъем был осуществлен профессионалами. И так, как надо: с участием морских археологов и всех необходимых чиновников. Сейчас мы ждем официальную реакцию шведских властей на наше предложение о подъеме. Но многие СМИ в Швеции забывают, что там остались 18 русских подводников. Часть родственников этих подводников живет в России, в Белоруссии, на Украине и в США.
Скольких родственников вы уже нашли?
– Только четверых. У одного из 18 подводников найти потомков невозможно, потому что в документах указана только губерния, в которой он родился. Остальных найти будет очень тяжело. Потому что деревень и поселков, откуда они родом, уже нет на карте. Первая и Вторая мировая войны стерли с лица земли эти населенные пункты. У нас есть двое потомков командира Бугураева и еще двоих членов экипажа.
Кого именно?
– Мы пока не готовы раскрывать эту информацию.
Как вы их искали?
– Я достаточно давно сотрудничаю со специалистами, с архивистами, в частности с историком Константином Стельбицким. Благодаря тому, что в СМИ появился такой интерес к этой подводной лодке, мы надеемся, что найдутся люди, которые что-то знают о родственниках членов экипажа.
Расскажите о вашей исследовательской группе. О ней известно, что эта исландская команда была создана около 15 лет назад.
– Это многонациональная компания. Мне так удобнее работать, потому что вопрос финансирования легче решается. Мы зарабатываем тем, что занимаемся обследованием дна, морской геофизикой. А заработанные деньги тратим на находки, подобные подводной лодке «Сомъ». То, что сейчас вокруг нее такой ажиотаж, не значит, что у нас нет других достижений. В сентябре мы сделаем заявление об открытии русского парусника, который затонул ровно 300 лет назад и принадлежал Петру I.
Что это за парусник?
– Он затонул у берегов Швеции. Пока мы идентифицируем объект. От момента находки до заявления о ней может пройти несколько лет. Пока мы ищем подтверждения тому, что это именно тот парусник.
В какую сумму обошлась экспедиция по поиску «Сома»? Звучали цифры в 8 млн долларов.
– Около 8-10 млн долларов — это сумма, в которую обойдется подъем лодки с учетом всех необходимых процедур, связанных с ее консервацией и захоронением останков погибших. Сам подъем стоит недорого, а вот консервация — очень дорогостоящий процесс. Все почему-то спрашивают про деньги, наверное, это нормально в наши дни. Я обращался в 2012-2013 годах в Русское географическое общество с просьбой предоставить мне грант в размере около миллиона или полутора миллионов рублей. На сегодняшний день потрачено уже в 10 раз больше. Но Русское географическое общество проигнорировало мои просьбы.
А в принципе с российской стороной вы ведете какие-либо переговоры по поводу подводной лодки «Сомъ»?
– Несмотря на то, что я — российский гражданин (и горжусь этим), в 1917 году у меня семья поделилась на две половины. Одна была за большевиков, другая — против. И я осведомлен, сколько человек в моей семье было расстреляно в 20-е годы и во времена сталинских репрессий. Но дело не в российской подоплеке, а в исторической значимости того объекта, который мы нашли. Он имеет международное значение. Мы в контакте с ассоциациями, организациями, которые занимаются историей подводного флота. И меня не интересуют политическая составляющая этого вопроса и взаимодействие с какими-либо властями, кроме официальных. Потому что лодка находится в территориальных водах Швеции, и по закону и международным правилам только эти власти имеют право решать, что делать с этой лодкой. Меня больше интересует сейчас собрать родственников погибших, чтобы их молитвы дошли туда, где сейчас находятся души этих подводников. У меня есть своя теория о том, как лодка гибла. Меня больше интересует, почему шведский пароход позволил себе потопить эту лодку. У меня есть ощущение, что это было сделано специально. Потому что это был второй инцидент за короткий промежуток времени. За два месяца до этого был похожий случай с другой подводной лодкой, но тогда все остались живы. И у меня есть предположение, что экипаж «Сома» смог поднять лодку на поверхность. Есть свидетельства, что спустя полчаса после столкновения лодка была на поверхности. Видимо, они пытались бороться за живучесть корабля, но ничего не получилось.
Согласно документам на командира лодки Хрисанфа Бугураева, последним местом его службы значится не «Сомъ», а другая подлодка – «Крокодил». Значит ли это, что «Сомъ» мог выполнять какое-то секретное задание?
– В этом ищут нюансы, но насколько мне известно, лейтенант Бугураев был назначен на эту лодку буквально за несколько дней до выхода в море. Какая там может быть секретная функция — это обычно патрулирование. Призыв шведов быть по-настоящему нейтральными, а не снабжать Германию рудой. И в Первую, и во Вторую мировую войну нейтралитет шведов — и они этого не скрывают — был условным. Они снабжали Германию рудой. И советские, и российские подлодки этому всячески препятствовали. Говорят, что «Сомъ» погиб не в результате военных действий. Я считаю, что это не так. Экипаж пытался остановить пароход, пытался понять, что на борту, не груз ли это для снабжения Германии. Мое предположение — что капитан парохода направил свое судно на лодку, чтобы потопить ее.
Кому принадлежит «Сомъ» теперь?
– Я, как российский гражданин, за то, чтобы эта подводная лодка была в конечном итоге экспонирована в каком-либо российском музее. Может быть, даже специально созданном. Очень часто практикуется, что лодка, которая поднимается на поверхность, отправляется в ту страну, в которой она была сделана, открываются шикарные музеи и так далее. Что касается нашей страны, я столкнулся с печальной реальностью. Для того, чтобы все это произошло, требуется желание наших великих, чтобы они потратили на это достаточно серьезные средства из госбюджета. Либо привлечение частных лиц и спонсорских пожертвований. Операция по подъему и консервации лодки стоит достаточно серьезных средств. Да, это было бы здорово, с одной стороны.
А с другой?
– Я уже говорил вам, я писал в Русское географическое общество, что мне известно, где находится лодка. Но в 2012 и 2013 годах никакого интереса эта информация не вызвала.
То есть у вас есть ощущение, что уникальная подлодка «Сомъ» сегодня России не нужна?
– Во всяком случае, в 2012 и 2013 году она была не нужна. А когда я ее нашел, она вдруг понадобилась. Это удивительное дело. Психология человеческая — интересная вещь, ее надо изучать.
Теперь поиском потомков погибших на подводной лодке «Сомъ» занимаются Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников и историки. О том, как именно рассчитывают отыскать родственников подводников спустя сто лет, «Фонтанке» рассказал председатель правления «Московского клуба истории флота» Константин Стрельбицкий.
«Начать работу по поиску родственников экипажа «Сома» удалось только после того, как мною были проверены все списки и уточнены места рождения подводников», – говорит он. Подробные данные были только о двоих офицерах: Хрисанфе Бугураеве и Борисе Саско. Родственник Хрисанфа Бугураева найден. Его зовут Михаил Богураев, он живет в Петербурге. В архиве РГА ВМФ он заказывал документы на своего предка. «Другие родственники Бугураева отбыли в эмиграцию, сейчас, по словам Алексея Михайлова, потомки командира корабля живут в США, – рассказывает он. – Второй офицер, Саско, был из Терских казаков, родился в слободе Хасав-Юрт. Это территория современного Дагестана, город Хасавюрт. Найти следы его потомков будет проблематично». Также трудно будет отыскать родственников электрика-унтер-офицера Луки Кирейчука. Место его рождения в архиве РГАВМФ указано не было, обозначили лишь, что это – Гродненская губерния. Сейчас ее территория разделена между Литвой и Белоруссией.
«Вести там поиск невозможно, – говорит Стрельбицкий. – У всех остальных членов экипажа были уточнены места рождения вплоть до деревень. Зачастую этих деревень больше не существует. Для того чтобы найти информацию о потомках, мы разослали в местные администрации районов, откуда родом погибшие подводники, официальные запросы. Это было сделано на прошлой неделе – ждать результата придется месяц. Надеемся получить ответы из России и Белоруссии. Такие же запросы посланы на Украину». Запросы были отправлены в Сумскую и Черниговскую области Украины (оттуда родом моторный унтер-офицер Алексей Цвелобуд и артиллерийский унтер-офицер Илларион Шевенок), в Могилевскую, Витебскую и Гомельскую области Республики Беларусь (рулевой боцманмат Иван Андрианов, минно-машинный унтер-офицер Дмитрий Завадский, старший электрик Дмитрий Захарченко). Остальные запросы разосланы по России: в Волгоградскую область, Пермский край, Ивановскую, Тверскую, Саратовскую, Ростовскую, Липецкую, Рязанскую, Тамбовскую, Костромскую области, в Новую Москву.
«Подводная лодка «Сомъ» интересна в первую очередь тем, что участвовала в двух войнах: в Русско-японской и в Первой мировой, – говорит Константин Стрельбицкий. – Это одна из первых боевых американских подводлодок. Любая находка 100-летней давности ценна как памятник военной техники. На второй неделе с момента обнаружения находки я не стал бы говорить о возможности ее подъема. Исследования официально разрешены шведскими властями. У нас со Швецией натянутые отношения: шведы выслали нашего дипломата, а мы в ответ — шведского. Не лучшее время для контактов».
Вопрос о том, кому принадлежит подводная лодка «Сомъ», регулируется нормами международного морского права.
«Принадлежит лодка России, – сказал «Фонтанке» заведующий кафедрой морского права Государственного университета морского и речного флота им. адмирала Макарова Борис Смыслов. – И шведы должны объявить это место воинским захоронением. Ковыряться там нельзя без разрешения России, возможен только наружный осмотр. Если Россия и Швеция придут к соглашению, то «Сомъ» можно поднять. Эти договоренности должны осуществляться через Министерство иностранных дел РФ, и уже потом — через Министерство обороны».
Президент Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин считает, что подводную лодку «Сомъ» нужно поднимать на поверхность. Клуб также ведет поиск потомков экипажа по своим каналам, но о результатах говорить пока рано.
«Теперь, когда появилось видео, сделанное водолазами, никаких сомнений в том, что эта подводная лодка — «Сомъ», не осталось, – говорит Игорь Курдин. – Теперь все права, согласно международному морскому праву, переходят к Российской Федерации. Никто без разрешения России не имеет права погружаться в этом районе, трогать ее и тем более поднимать. Правительство Швеции должно объявить район гибели подлодки закрытым для дайверов и для постановки судов на якорь. Это может причинить ущерб подлодке, которая должна быть признана братским морским захоронением. Эти решения должны приниматься на уровне министерств иностранных дел России и Швеции. Обычно в таких случаях я говорю, что не стоит тревожить покой погибших. Но «Сомъ» — это иной случай. Я согласен с тем, что на месте гибели "Сома" должна быть проведена официальная военно-морская церемония памяти погибших подводников, когда в точку гибели прибывает российский военный корабль, служится панихида «По воинам, в море погибшим», с борта военного корабля спускается в море венок, и корабль приспускает флаг. Да, политическая ситуация не самая простая, но я думаю, что это будет согласовано».
При этом Курдин уверен, что никаких останков на борту подлодки «Сомъ» нет. «Планктон и морская вода сделали свое дело, – говорит президент Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников. – Мы неоднократно сталкивались с тем, что и в более поздних подлодках, обнаруженных на дне моря, никого не было. В этом случае для организации захоронения можно взять воду с борта «Сома», залить ее в 18 капсул, поместить их в гробы и похоронить в братской могиле на берегу. Наиболее приемлемо для этого Серафимовское кладбище в Петербурге. Кроме того, на стенах Кронштадтского морского собора должна появиться памятная мемориальная доска с именами всех подводников, погибших на «Соме».
Игорь Курдин подчеркивает, что "Сомъ" — это реликвия подводного флота России. В мире существует только одна однотипная с ней подводная лодка – Holland 1, она хранится в Военно-морском музее в Портсмуте, Великобритания. В 1981 было обнаружено место, где затонуло это судно. В 1982 году Holland 1 подняли со дна моря на спасательное судно и транспортировали на военно-морскую базу Девонпорт. Сейчас лодка выставлена в экологически регулируемой постройке, разработанной так, чтобы влажность в ней поддерживалась на уровне ниже 40% относительной влажности, для защиты корпуса от дальнейшей коррозии.
«Подводная лодка «Сомъ» должна быть поднята, это не является какой-то уникальной операцией, – говорит Курдин. – Ее водоизмещение меньше 120 тонн, и поднять ее можно с помощью судоподъемников, даже понтоны для этого не понадобятся. Затем она должна быть выставлена в Петербурге, в Центральном военно-морском музее. Эта лодка практически ровесница крейсера «Аврора». Установка ее на воде рядом с «Авророй», как некоторые предлагают, нецелесообразна. Подлодка слишком маленькая, чтобы держать ее на плаву».
«Фонтанка» связалась с потомком командира «Сома» Хрисанфа Бугураева. Михаил Богураев считает себя потомственным казаком, работает инженером надводного флота в фирме, которая занимается установкой оборудования на корветах и фрегатах.
«Хрисанф Константинович Бугураев — мой дальний родственник, – рассказал «Фонтанке» Михаил Богураев. – В 1851 году наши прадеды состояли в родстве. Найти информацию о Хрисанфе Константиновиче мне помогли в РГАВМФ Наталья Гоц и Сергей Чернявский. Мы родились в одной деревне, в одном городе — Богураев Ростовской области, Белокалитвинский район. И, поскольку прямых родственников не осталось, я считаю себя таковым». Потомок командира подлодки считает, что похоронить Хрисанфа Бугураева правильнее всего на родине, на хуторе Бугураев.
«Хоронить на одном кладбище с красноармейцами нельзя, – говорит Михаил Богураев. – Например, дедушка моей бабки погиб в 1919 году, и на его на могиле написано: «Воин», потому что он воевал с красными безбожниками».