Следственный комитет продолжает выступать в роли импресарио владимирского дворника Сергея Сотова, написавшего картину "Плохой хороший человек". После того как суд заочно арестовал ещё одного фигуранта уголовного дела о краже полотна с забора во Владимире, ряд экспертов предположил, что стоимость живописного произведения будет расти с каждым следственным действием. И, возможно, дело дойдёт до "Сотбис". С известными искусствоведами и арт-дилерами "Фонтанка" обсудила аукционную судьбу так называемой "картины Навального".
В четверг, 30 апреля, Басманный суд Москвы заочно арестовал сотрудника Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Никиту Кулаченкова. Ему вменяется статья 158 УК РФ о краже. Объектом хищения стала картина "Плохой хороший человек", написанная дворником из города Владимира Сергеем Сотовым. За это преступление уже осуждён на 240 часов обязательных работ другой сотрудник ФБК – Георгий Албуров. Кулаченков, убеждено следствие, был подельником Албурова. Как предполагаемый похититель произведения живописи он объявлен в международный розыск.
Алло, мы ищем таланты
Для тех, кто не следил за уголовным делом, добавим, что, по версии следствия, Албуров и Кулаченков, находясь в городе Владимире, увидели на заборе произведение искусства. Возможно, им показалось, что люди, изображённые на картине, имеют портретное сходство с общими знакомыми. Они присвоили картину с преступной целью преподнести её на день рождения Алексею Навальному. Художник, как выяснилось во время суда, не сразу заметил пропажу, потому что и раньше оставлял творения на заборах, откуда они потом исчезали. И только сотрудники Следственного комитета оценили по достоинству это произведение. Они раскрыли автору глаза на подлинную цену его искусства.
Когда Албуров и Кулаченков вносили похищенное в подъезд Навального, там совершенно случайно оказались корреспонденты НТВ. Позже сотрудники Следственного комитета пришли к Навальному с обыском и изъяли картину. Дворник Сотов, которому сообщили, что у него украдена ценность, написал заявление в полицию. На начальной стадии расследования он счёл, что ущерб, причинённый кражей, не превышает 100 рублей, о чём сообщил следствию. Чтобы повысить самооценку художника, пришлось провести две экспертизы. Первая оценила картину в 2500 рублей, вторая – в 5 тысяч. Такой размер ущерба уже позволял возбудить уголовное дело. Албуров осуждён, теперь должен ответить и Кулаченков.
Произведение искусства следствия
В отличие от Следственного комитета и суда, некоторые представители мира искусства, галерей, аукционных домов оказались очень жестоки к художнику. Зато другие прочат Сергею Сотову большое будущее.
– Картину, висящую на заборе, я не могу считать произведением искусства, – заявил "Фонтанке" генеральный директор компании "Сотбис-Россия" Михаил Каменский. – Конечно, в истории искусства постоянно появляются предметы, которые меняют свою стоимость в зависимости от того, как фокусируется на них общественное внимание. Но этот предмет к истории искусства никакого отношения не имеет. И к самому искусству тоже.
Владелец галереи "Знакъ" Илья Горянов, напротив, считает, что между уголовным делом и рыночной ценой художественного объекта есть определённая связь.
– Скандальная известность поднимает стоимость вещи, – отмечает он. – И бывает, что неважен уровень мастерства художника. Я так понимаю, что в этом случае он достаточно низок. Но в таком случае оценивается не мастерство, а подоплёка, связанная с картиной, и дополнительные факторы. На мировом арт-рынке не редки случаи, когда некие события вокруг произведения искусства, скандалы, кому оно принадлежало, где висело, – всё это играет роль в повышении цены.
Совладелец "Альбион Галереи" и организатор аукционных торгов Алексей Зайцев сам бы, как он говорит, "не стал вкладывать деньги в такие картины". Однако он не исключает, что найдутся желающие сделать это, и чем дальше будет идти следствие – тем больше.
– Современное искусство действительно дорожает за счёт, как говорил Пелевин, "вау-фактора", – признаёт Зайцев. – И эта картина дорожает в силу того идиотизма, который вокруг неё накручивается. Но мы бы её не купили, мы не настолько одиозны.
А искусствовед и галерист Пётр Войс уверяет, что готов был бы приобрести некоторые произведения Сергея Сотова. Его картины он относит к так называемому naiv art – наивному искусству, одному из направлений примитивизма.
– Под "народное" искусство писали и профессиональные художники: Брейгель, Руссо – французский примитивист, Пиросмани, – находит он сравнения. – Сотов – один из них. Безусловно, у Сергея в этом направлении есть своя ниша. Его картинки достаточно любопытны с точки зрения мыслительного процесса. Он мыслит не так, как профессиональные художники. Так, как Сотов, мыслят миллионы в России. Это такой народный патриотизм. Не надуманный, не сделанный пропагандой, а из глубины души идущий.
Теперь, продолжает галерист, выставлять и продавать картины Сотова можно: художник "стал узнаваем". Причём заслуги Следственного комитета в этом деле Войс не отрицает.
– Я и сам узнал об этом художнике благодаря уголовному делу, – признаётся он. – А как вообще народные художники из глубинки становятся известными? Жил бы себе и жил Сотов, вешал картинки на заборе и был бы доволен. А тут случай подвернулся. Рекламу сделали этому художнику очень большую. Я считаю, что он застолбил своё место в искусстве.
И по мере продолжения следствия, уверен Пётр Войс, произведения Сотова будут дорожать.
– Тут спасибо Навальному, – добавляет галерист. – Своим конфликтом с властью он помог художнику.
Картина маслом
Уголовное дело было возбуждено в июне 2014 года. А уже в июле состоялась персональная выставка Сергея Сотова в Москве, в арт-хостеле "Фабрика". Выяснилось, что наиболее прогрессивные художники Москвы и Санкт-Петербурга давно заметили талантливого коллегу из Владимира. Просто как-то руки у них не доходили до организации выставки.
– В мартовском номере журнала "Диалоги искусств" выходила статья петербургского художника Григория Ющенко о творчестве Сергея Сотова, – рассказал "Фонтанке" один из кураторов выставки, московский художник Алек Петак. – Мы прекрасно знали творчество Сергея, он был достаточно известен в андеграундных кругах. Это очень недалёкое, профанное мнение – считать, что он стал известен только из-за какого-то там Навального, который совершенно неважен!
С той выставки в Москве были проданы 4 картины Сергея Сотова. Алек Петак говорит, что теперь не может точно вспомнить их цену, хотя сам передавал деньги автору. Но, добавляет он, за вычетом комиссионных, пошедших галерее, художник получил порядка 8 тысяч рублей за полотно. Напомним, что эксперты оценивали "Плохого хорошего человека" в 5 тысяч. Прогресс налицо.
Плохая хорошая картина
По просьбе "Фонтанки" картину "Плохой хороший человек" проанализировал искусствовед Кирилл Алексеев, преподаватель московской Школы коллекционеров и экспертов, которому, добавим, часто приходилось работать в закупочной комиссии Третьяковской галереи.
– Мы имеем дело с вещью, которая не стоит ничего, – вынес он приговор.
Оценивая стоимость "вещи" (именно так он предпочитает называть произведение Сергея Сотова), он оперирует тремя категориями: узнаваемость автора, история продаж его картин, техника исполнения. На том этапе, когда возбуждалось уголовное дело, об узнаваемости автора трудно было говорить, история "продаж" ограничивалась забором во Владимире. Техника, по словам Кирилла Алексеева, не способствует высокой оценке. Впрочем, для современного искусства можно было бы применить другую шкалу.
– Кластер современного актуального искусства, а именно туда художник Сотов метит, предполагает не столько хорошее качество исполнения, сколько качество идеи, её свежесть, интересность, – продолжает искусствовед. – Но и качество идеи работы Сотова – нулевое. С точки зрения идеи, эта работа – дидактически-морализаторская. И в этом отношении она выходит из кластера современного актуального искусства.
Повторим, что эксперты оценили ущерб, причинённый художнику кражей, в 5 тысяч рублей. Это значит, что таковой можно было считать, опираясь на их мнение, рыночную стоимость картины (до момента возбуждения дела).
– Взяли с помойки и делаем экспертизу, – так характеризует эту оценку Кирилл Алексеев. – Эту вещь только из очень большой вежливости можно оценить в 3-5 тысяч рублей. С учётом: выезда специалиста на экспертизу (стоит не меньше 2 тысяч), оформления документов, фирменного бланка, внесения в реестр, фотографирования, печати. Если вы отнимете все эти составляющие, то можете судить, сколько стоит сама работа.
Точнее – сколько она стоила. С момента оценки, как мы знаем, картина прошла большой путь. И на этом пути, признаёт Кирилл Алексеев, могла подорожать. Потому что в "анамнезе" у художника появились и выставка, и даже продажи работ.
– Стоимость таких произведений определяется сиюминутным положением вещей, – объясняет искусствовед. – Стоимость этой картины определяется актуальностью сюжета, актуальностью той истории, в которой она задействована.
В будущем цену картины может определять то, что Кирилл Алексеев называет "исторической составляющей".
– Историческая составляющая этой картины только началась, – оценивает искусствовед. – Дальше всё будет зависеть от следствия, суда, изуродованных судеб и так далее. Но исторически эта вещь будет интересна только до того момента, пока не закончится противостояние Навального и действующей власти.
Последние события показывают, что Следственный комитет пока не закончил популяризацию творчества Сергея Сотова. Новость о заочном аресте второго фигуранта должна придать этому процессу новый импульс.
Ирина Тумакова,
"Фонтанка.ру"