Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus «Батальонъ»: грудь в крестах, ер в конце

«Батальонъ»: грудь в крестах, ер в конце

525

Новая лента Дмитрия Месхиева «Батальонъ» могла бы стать примером того, как нужно достойно рассказывать о славных страницах истории страны. В арсенале режиссера были – и трепетная история о славных дочерях Отчизны, сложивших свои головы на поле брани, и достойный актерский ансамбль, и любовь к проекту Владимира Мединского с прилагающейся финансовой поддержкой Министерства культуры, и модный ер в конце названия – маркер стиля и благородной винтажности. Этот фильм никак не должен был стать тем, чем он в итоге, по моему мнению, стал.

Баблольонъ

«Батальонъ» выходит на экраны страны с размахом – может ли себя вести иначе кинопродукция «от создателей «Сталинграда» – это один из первых титров ленты. В кинотеатры отправятся более 1500 копий фильма. Для сравнения: конкурирующие «50 оттенков серого» выпущены в 1100 копиях. Несмотря на значительный процент кровавости, «Батальонъ» получил категорию «12+». Ради устранения соперника по сборам прокатчики договорились о переносе релиза приключенческой «Территории» с Григорием Добрыгиным, Евгением Цыгановым и Константином Лавроненко на апрель. В совокупности это означает, что фильм будет пущен в очень широкий прокат – не будет ничего удивительного, если где-нибудь в региональной глуши додумаются и до школьных культпоходов.

Бюджет картины 10 миллионов долларов США. Это в три раза меньше, чем у «Сталинграда», но тоже ничего. Субсидия Министерства культуры составила 50 миллионов рублей, оставшиеся средства были привлечены генеральным продюсером и автором идеи Игорем Угольниковым и сопродюсером ленты Федором Бондарчуком, который поделился по этому поводу своими тревогами с «Бюллетенем кинопрокатчика»: «Мы заходили своими деньгами, это кредитные средства, и это одна из причин нашего волнения – нам эти деньги отдавать, а работать приходится в условиях жесткой конкуренции рынка. Мы – та студия, которая больше всех рискует в этом проекте. У Игоря Станиславовича тоже кредиты, потому что снять такую картину на деньги только Министерства культуры… невозможно».

Для того чтобы не только отбить вложенное, но и получить от «Батальона» прибыль, прокатчик ленты WDSSPR («Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг») решил назначить релиз не на привычный четверг, а на максимально близкую к большому уик-энду пятницу, 20 февраля. По мнению специалистов, «Батальону» под силу накрыть собой еще пару уик-эндов, вплоть до восьмого марта, а итоговый бокс-офис картины может составить более полумиллиарда рублей.

Бабетты идут на войну

Впрочем, что это мы все о деньгах. Если верить вдохновителю «Батальона» Игорю Угольникову, известному старшему поколению в качестве одного из главных телеюмористов страны и автора шоу «Оба-на!», фильм про первый женский батальон смерти является, не более и не менее, посланием в грядущее: «Безусловно, Вторая мировая – это неоконченная Первая. К этому выводу я пришел еще во время съемок фильма "Брестская крепость". Но если события Второй мировой были неоднократно экранизированы, то Первая мировая для трех поколений стала закрытой и забытой войной. Создание фильмов "Брестская крепость" и "Батальонъ" – это как раз послание будущим поколениям – нашим детям и внукам».

Вообще, это довольно безрадостное заявление. Если наши дети и внуки окончательно не сопьются кока-колой и энергетиками и будут судить о предках по таким вот посланиям, то выводы, к которым они придут, окажутся для нас нелестными. «Батальонъ» изобилует мексиканской мелодраматичностью сюжета и обилием штампов – складывается ощущение, что режиссер Месхиев и сценарист Илья Авраменко просто скукожились в державных позывах, боясь испить хоть глоток творческой свободы. В результате зрители видят на экране натуралистически снятую патриотическую вампуку. И уж если обществом овладело мнение, что пресловутый «Левиафан» порочит Россию, то для создателей «Батальона» можно смело созывать собрание особой тройки прямо сейчас.

Основные героини записываются в женский батальон смерти легендарной Марии Бочкаревой легко и без особых рефлексий (кстати, создатели фильма предполагают, что эта историческая фигура известна всем, и о ее предыдущих свершениях рассказывают очень ненавязчиво и ближе к финалу). Одна, будущая оперная певица, получает известие о смерти жениха. За ней следует ее девка-служанка, подкупленная мамашей, – с тем, чтобы вернуть беглянку в лоно семьи, да так сама и остается, ведомая уже патриотическим, а не материальным позывом. Деревенская исполинша, отвадившая всех сельских охальников и гнущая каминную кочергу в знак профпригодности. Благородная графиня Татищева – потому что Отечество в опасности. Миниатюрная 18-летняя Дюймовочка – потому что любимый супруг служит здесь же, в батальоне. Одна из первых трагических сцен – обривание прекрасных головок. Актрисы и впрямь расставались ради съёмок с шевелюрами, но их страдания – ничто по сравнению с той жертвой, которую принесут зрители.

Батальон тоже плачет

Военная драма стремительно превращается в мелодраму. Когда солдатки, наслушавшиеся революционной пропаганды, доносят на Марию Бочкареву (образ создан актрисой театра имени Вахтангова Марией Ароновой) – дескать, руки распускает да не дает Совет в батальоне организовать – и ту арестовывают, то графиня Татищева выводит на Дворцовую весь батальон. Они стоят по стойке смирно день, ночь, утро. По ним то дождь течет, то снег обметает лица. И вот победа – военное начальство со словами: «Какие бабы у нас!» – возвращает Бочкареву назад. Слезы радости переходят в слезы отчаяния: графиня Татищева оказывается беременной. Она никак не предполагала, что этот факт станет препятствием для военной службы – иначе трудно объяснить душераздирающую сцену прощания с товарками по оружию.

Следующий эпизод – остальные, небеременные участницы батальона грузятся в эшелон, отправляющийся на фронт. Но что это? Уже знакомая нам несостоявшаяся оперная певица с рыданиями бежит по перрону – она узнала в тяжелораненом, лежащем на носилках на другом конце перрона, своего жениха, которого считала погибшим. Дальше все по Паулсу: встреча была коротка – вдаль ее поезд унес. Возвращение жениха, так и не успевшего раскрыть глаза, – не повод оставаться в благополучном тылу.

Фронтовые сцены фильма полны крови, хруста костей, ударов штыками и разрывных – судя по размеру повреждений – пуль: экшен снят достойно. Дюймовочка гибнет, сопровождая пленного немца в штаб. Руки у него связаны, но это ничего: усыпив бдительность девушки рассказами про своих дочерей, враг повергает ее на землю и душит ногами. Но тут же высокая драма сменяется пошлой мелодрамой: только Дюймовочка могла быть так жестоко убита – ведь рядом наготове муж-офицер, который может страшно выхватить у ревущей Бочкаревой хладный труп юной супруги и после угрожающе шевелить выдающимися челюстями.

Еще один мелодраматический прием использован в сцене химической атаки. Одна из бойцов батальона, отличающаяся феноменальным обонянием (это она у Татищевой ребеночка унюхала), своевременно предупреждает о газах. Но что это? Ответственная за противогазы раздает их боевым подругам, но одного-единственного не хватает. И она приносит себя в жертву – после боя ее, гипсово-бледную, снесут на носилках в мертвецкий угол окопа.

Баб пройти – не поле перейти

Отдельных слов заслуживает мужская часть фильма. Эти персонажи показаны настолько карикатурно, что в приурочивании показа к 23 февраля можно со всем основанием усмотреть гендерный стеб. Керенский в исполнении Марата Башарова – тот же Сталин, только смешной и недозрелый. Фронтовой полковник, не сумевший совладать с дезертирами, предпочитает разлагаться со спиртным и тихо скулить (в прямом смысле) под подушечкой. Скулит он потому, что боится заступиться за Бочкареву, которую избивает случившийся среди дезертиров муж: крошечный шпендик кровянит как хочет монументальную героиню, а та и мизинцем не поведет – этого было бы достаточно – чтобы защититься. Не помогают Бочкаревой и спасенные на поле боя пару лет назад сослуживцы – они тоже оказались по случаю в нужном месте в нужное время. Героиня, забитая до полусмерти, встает с грязной земли – вся в крови и моральной победе – и возвращается в родной батальон, чтобы принять вместе с подругами последний бой. Мужики так и не захотели воевать, купившись на льстивые речи немцев про общечеловеческие ценности (что-то типа «Нет войне, возвращайтесь домой, а здесь и без вас разберемся») и на полюбившиеся шнапс, колбасы и сыры от европейского производителя.

Сердце сжимается от предчувствия неминучей смерти отважного батальона. В окопах на передовой в руках воительниц горят свечи, звучат слова молитвы – навязчиво и отчетливо. Жертв и впрямь много, но все-таки батальон прорывает фронт и занимает немецкие окопы. Но у противника есть подкрепление, а у нас одни безъяйцевые мужики. «Простите меня! Прощайтесь, бабоньки!» – взывает героиня Марии Ароновой. И батальон готов к окончательной погибели. И вдруг – о чудо – наши солдаты все-таки поспевают на выручку. Все дело в том, что на фронт приехал Евгений Дятлов в образе офицера генштаба Цепляева, да и почти выздоровевшего жениха оперной певички с собой захватил. Революционные смутьяны было не пустили под прицелом пулемета офицеров на передовую – Совет, дескать, запретил, – но офицеры храбро сорвали погоны, уравняв себя с народом. И расступился пулемет, и усовестились смутьяны.

В целом, «Батальонъ» полон недоуменных вопросов. Но абсолютно ясно одно: если фильм понравился министру Мединскому, то всем остальным смотреть его не обязательно.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях