«Послушай, какой хоккей? На автомобильном рынке кризис. Времени ходить на матчи СКА нет. Совсем»! - голос экс-форварда сборной России Максима Сушинского, когда корреспондент «Фонтанки» обратился с просьбой прокомментировать сногсшибательную победную серию армейского клуба, не давал усомниться, что это так. Грех было не прислушаться. Вот уже 12 лет он владеет автосалоном «Авангард» по продаже «Мерседесов», который вывел в лидеры среди дилерских центров Петербурга.
«Послушай, какой хоккей? На автомобильном рынке кризис. Времени ходить на матчи СКА нет. Совсем»! – голос экс-форварда сборной России Максима Сушинского, когда корреспондент «Фонтанки» обратился с просьбой прокомментировать сногсшибательную победную серию армейского клуба, не давал усомниться, что это так. Грех было не прислушаться. Вот уже 12 лет он владеет автосалоном «Авангард» по продаже «Мерседесов», который вывел в лидеры среди дилерских центров Петербурга.
Неутешительная статистика о снижении продаж автомобилей в России по сравнению с прошлым годом, мрачные прогнозы на будущее и реплика президента автосалона «Авангард» заставила разобраться, действительно ли автомобильный рынок вновь погрузился в глубокий кризис. За ответом «Фонтанка» отправилась в офис Сушинского на Приморский проспект, где в мае говорила о вехах его карьеры, перспективах СКА и жизни после большого спорта..
«В России автомобили «Мерседес» стоят дешевле, чем в Европе»
- Максим, во время прошлого разговора я заметил, что вы то и дело посматриваете в монитор компьютера, изучаете какие-то графики. Какую информацию получаете, глядя на нынешние данные автомобильного рынка?
– Неутешительную. Статистика показывает, что продажа автомобилей эконом-класса падает сумасшедшими темпами, у некоторых брендов доходит до 49%! Для России это кошмарные цифры. В сегменте автомобилей класса luxury ситуация прямо противоположная. Скажем, такой бренд, как «Мерседес», по-прежнему пользуется спросом у покупателей, уровень продаж даже растет, что меня, как руководителя дилерского центра этой марки, не может не радовать. Однако, анализируя ситуацию по долгосрочному контрактованию автомобилей, я прогнозирую, что мы тоже будем ощущать влияние кризиса. Сейчас в основном покупают машины, что называется, «с колес», ближних поставок или автомобили, которые находятся прямо в салоне. Так называемый «долгострой», контрактование машин под заказ, конечно, упало.
- Тем более что в России «Мерседесы» пока не собирают...
– Да, ни одна из моделей «Мерседеса» здесь не собирается. И пока даже разговоров об этом нет. Хотя, конечно, мы бы хотели, чтобы производство было в России, так как поставки автомобилей осуществлялись бы быстрее. «Мерседесы» GL и ML-класса собираются в США, «Гелендвагены» – в Австрии, все остальные модели — в Германии.
- Вы так уверенно говорили, что автомобильный рынок в кризисе. Насколько он глубокий? По итогам первого полугодия эксперты констатируют падение продаж на 12%. Эта тенденция сохранится?
– Дай бог, если бы было только 12%. Пока не совсем понятно, что нас ждет в будущем, многое зависит от того, возобновится или нет острая фаза конфликта на Украине, хотя я считаю, что он и не прекращался. В какой-то степени для нас вовремя случилась ситуация в Ираке, все внимание переключилось туда. Посмотрим, как решится газовый конфликт. Хотя такое ощущение, что со стороны Украины нет желания найти точки соприкосновения с российской стороной. Посмотрим, как будет развиваться ситуация. Нас успокаивают, что доллар вот-вот упадет, евро мы «присадим», рубль укрепится. Но даже если рубль остановится на отметке 37 за доллар — это все равно много.
- Учитывая, что евро растет, автомобили «Мерседес» подорожали?
– Пока наш производитель старается сдерживать рост цен, поэтому «Мерседесы» пользуются спросом. Некоторые позиции автомобилей А-класса, Е-класса, С-класса в России стоят дешевле, чем в Германии.
- Как раз хотел у вас поинтересоваться: статистика показывает, что объем продаж автомобилей в России упал, а вот «Мерседес» С-класса демонстрирует стабильный рост. В чем феномен? Выходит, потребители, готовые покупать автомобили представительского класса, кризиса вовсе не ощущают?
– «Мерседес» кризис затрагивает в меньшей степени, например автомобили А-класса, С-класса продаются хорошо. Вот свежий пример. Буквально недавно мой знакомый хотел купить «Хундай Санта Фе», я ему порекомендовал посетить наш салон, сравнить цены. И он поменял решение, говорит: зачем мне «Хундай», если за те же деньги я могу купить «Мерседес»?
- В мае вы ездили на дилерский форум в Сочи. Какие настроения заметили у владельцев автосалонов?
– Форумы у нас проходят каждые полгода, вот 8 октября в Москве снова буду участвовать в конференции. Наверное, будем анализировать общую ситуацию, наверняка будут поставлены кризисные задачи. Сложности были, в связи с санкциями на неделю задерживались поставки запчастей, продукции пришлось заново проходить сертификацию. У нас, правда, эта проблема дала знать о себе всего лишь один раз, когда мы ждали бензонасосы.
«Планируем открыть два новых автосалона»
- В мае, когда мы с вами общались, вы не без гордости говорили, что «Авангард» – лидер среди автосалонов Петербурга. Сейчас ситуация изменилась?
– Мы по-прежнему сохраняем лидирующие позиции, но не можем не обращать внимания на то, что происходит вокруг. Еще в начале этого года мы понимали, что автомобильный рынок ждут непростые времена, поэтому не стали завышать целевое соглашение с головным офисом «Мерседеса» и оставили его на прежнем уровне — продать за год 1500 автомобилей. Мы готовимся к кризису, ожидаем его, поэтому предпринимаем шаги по удержанию клиентов, разрабатываем специальные программы, делаем выгодные предложения. В общем, стараемся быть готовыми к непростым временам. Но прогнозов давать не берусь. Находимся в режиме ожидания, посмотрим, как будет развивать ситуация в мире.
- Вы ведь уже переживали кризис 2008 – 2009 годов. Тяжело было?
– Было очень тяжело. Бывало, продавали всего лишь один автомобиль в месяц. Спасало, что был дополнительный доход, так как я профессионально играл в хоккей. За счет этих денег успевали перекрывать дыры, которые образовывались, в основном по зарплате. Но знаете, я рад, что мы начали торговать «Мерседесами» в кризис, потому что мы проверили всех сотрудников, выяснили, кто из них может работать в сложные времена. И те, кто себя проявил, работают у нас до сих пор и никуда не собираются переходить. Сотрудники шаг за шагом продвигаются вверх по карьерной лестнице. И таких людей у нас много.
- Наверное, шесть лет назад приходилось увольнять, задерживать зарплаты. И сейчас вы готовитесь к повторению пройденного?
– Никогда в нашей компании не было задержек зарплаты. Может быть, какие-то шероховатости случались, когда накладывались выходные дни. Но, вообще-то, мы стараемся перечислять деньги до 10-го числа каждого месяца. Не думаю, что в этом году мы будем сокращать зарплаты. Точнее, совершенно не собираемся этого делать.
- Кто ваши клиенты, кто покупает автомобили? В основном спортсмены?
– Наша база насчитывает 100 000 человек клиентов, тяжело найти столько спортсменов. (Смеется.) Из общего числа покупателей их не более 2 – 3 процентов. Как они себя ведут? Нет-нет, деньги в недвижимость не вкладывают, времена у строителей тоже несладкие — эконом-класс стоит, «элитка» не продается. Сейчас со стороны спортсменов, особенно хоккеистов, затишье, через каждые два дня матчи, что-то покупать некогда, не до машин. Обычно они делают покупки или на Новый год, или в конце сезона.
- Вам когда-нибудь поступали предложения продать свой бизнес?
– Конечно, и неоднократно. Например, в 2010 году мы получили хорошее предложение. Я бы даже сказал, очень хорошее! Мы долго над ним думали, но в итоге отказались. Не пожалели ли о принятом решении? Нет, конечно, ни разу не пожалели.
- То есть у вас нет мыслей отказаться от своего бизнеса и переключиться на что-то другое?
– Абсолютно нет. Мысль одна — развиваться.
- А у ваших коллег – владельцев автосалонов какие настроения? Может быть, они подумывают переключиться на другое дело?
– Да мне каждый день поступают от Сбербанка письма с просьбой купить дилерские центры автогигантов. Например, «Пежо», «Опель» – они разоряются и готовы продать свой бизнес. Если бы у нас были свободные деньги, можно было бы вложиться. Но у меня идет стройка второго дилерского центра, в 2017 году планируем открыть еще один на территории «Мега-Парнас», сейчас идет разработка территории под новый автосалон.
- То есть вы даже готовитесь не сокращать персонал, а набирать? То-то, заходя к вам в кабинет, я слышал, как вы поздравляли сотрудника с получением работы.
– Конечно, в перспективе мы готовы давать работу. Здесь под новый автосалон уже вырыт котлован, забиты сваи. Думаю, скоро объявим о наборе персонала, нам потребуется где-то 150 новых сотрудников.
- Признаться, я ожидал услышать от вас совсем другое, что вам приходится затягивать пояса...
– Надеемся на лучшее, что из кризиса мы выйдем победителями и наш ВВП будет только расти, а не падать. Хочется зарабатывать, и не только на нефте- или газодолларах. Конечно, запасов хватит на сто лет вперед. Но все-таки хочется, чтобы была прослойка, чтобы средний класс встал на ноги. Покупательские способности, конечно, есть, но жизнь дорогая. Если у нас кредиты доходят до 15 процентов годовых, то в Америке, Германии, всего 1 – 2 процента.
«Россия для «Мерседеса» – шестой рынок в мире»
- Вы помните, как начали заниматься бизнесом? И почему именно автомобили?
– Я вырос в районе Энергетиков, где был самый большой автомобильный рынок в городе. Как-то раз встретил там своего приятеля, который тоже играл в хоккей, но затем решил посвятить свою жизнь учебе. Он тогда торговал автомобилями из Германии, Америки. Мы разговорились, и родилась идея продавать машины в Омск, где я тогда играл за «Авангард». Я согласился, играл в хоккей, параллельно искал клиентов. Кажется, мы продали около 200 машин. А в 2002 году с партнером решили создать в Петербурге фирму, нашли участок на Приморском проспекте, торговали подержанными автомобилями из Америки и Германии. Все машины, кстати, находились в хорошем состоянии, люди, которые у нас их покупали, затем нередко возвращались к нам. Потом мы решили бороться за дилерство «Мерседеса», долго бились в двери и в итоге в 2007 году получили свой первый контракт. Конкуренцию, думаю, выдержали серьезную, не одни мы хотели торговать «Мерседесами» в Петербурге. Повезло...
- Помните, каким был ваш первый автомобиль?
– Как не помнить? Первой у меня была ВMW-Akula, старая-старая, стоила тысячу долларов. Помню, чтобы ее купить, занял 400 долларов. Отъездил на BMW 2 – 3 месяца, а затем продал на запчасти, так я заработал первые 200 долларов на продаже автомобиля. Уже потом купил себе «девятку».
- Это на ней вы таксовали в 1990-e?
– На ней. По тем временам «девятка» считалась хорошей машиной. Тогда обстановка на дорогах была куда спокойнее, конкуренция тоже. Из одного конца города в другой можно было доехать за полчаса. Раньше ведь было гостакси, но ходило оно долго, не дождешься. Вот я и ездил по точкам, собирал народ. Помню, как однажды работал в Новый год. А что, самое прибыльное время, грех было не воспользоваться. Помню, у меня зарплата в СКА была сто рублей в месяц. А я частным извозом еще дополнительно зарабатывал по 200 – 300 рублей, считай, в 2 – 3 раза больше.
- Вы в бизнесе такой же, каким были в хоккее, – предпочитаете атаковать?
– В плане стиля ведения бизнеса — нет. А в плане конкуренции — да, всегда хочется быть первым, чтобы клиенты приходили ко мне. Каждый, кто к нам приходит, должен быть доволен.
- Адреналин, который получаете в бизнесе, сравним с тем, что было во время спортивной карьеры?
– Наверное, такого адреналина нет, но всегда приятно, когда в конце года головной офис отмечает результаты. Нам есть чем гордиться, мы первые в стране по сервисному обслуживанию клиентов и лидеры в Петербурге по продажам автомобилей. У нас достаточно большая база, работам с каждым. И поверьте, это очень кропотливый труд.
- Какими бонусами «Мерседес» готов награждать лидеров?
– Вот наградили поездкой на российский этап «Формулы-1» в Сочи. У нас будет вип-ложа, оплачивается гостиница, заказан из Москвы чартер, хотя я еду из Петербурга своим ходом, за свой счет. Честно говоря, я небольшой поклонник «Королевских гонок», но все равно интересно, ведь Россия давно ждала «Формулу». Я был на Moscow Race, и мне очень понравилось. У меня была возможность проехать по трассе два круга вместе в Микой Хаккиненом (финский гонщик, двукратный чемпион мира в классе «Формула-1». - Ред.). Вы знаете, очень страшно! За рулем был он, я сидел рядом, не очень комфортно, когда не чувствуешь машину. Разгонялись до 270 км/ч, в поворот входили на скорости 170 км/ч. Испытываешь огромные перегрузки! Когда он тормозил, чуть голова не отваливалась! Возможности переговариваться не было, можно только жестами показывать: большой палец вверх — все хорошо, вниз — сбавить скорость. После первого круга я попросил Мику посильнее нажать на газ.
- В связи с непростой политической ситуацией, по вашим ощущениям, у ваших зарубежных партнеров отношение в России изменилось?
– Вы знаете, у нас была большая закрытая конференция в Германии, где демонстрируются модели «Мерседес» до 2020-го года. Так вот глава компании, Дитер Цетште, сказал, что специально хочет пообедать с российскими партнерами, и во время обеда заявил, что будет лоббировать отмену санкций против России. Россия — шестой рынок в мире по продаже «Мерседесов». Я думаю, что терять 50 тысяч автомобилей в год никому не хочется. Это большой рынок, учитывая еще и запчасти.
- На крупнейшие российские банки – Сбербанк, ВТБ – наложены санкции. Для автомобильного рынка это проблема? Вам, например, не отказывают в автокредитовании?
– Ставки по автокредитованию выросли — это факт. Хорошо, что у нас есть свой Mersedes-Benz-банк. Ставки хорошие — на некоторые модели 5,9%, правда, на год. Есть 6,9 и 7,9%. Если взять ситуацию в целом, то проблемы есть, 90% дилерских предприятий уже не кредитуются. Банки такие автосалоны сами продают.
«Бизнес приносил больше доходов, чем хоккей»
- Давайте немного о хоккее. Так почему вы не ходите на СКА?
– Целый день на работе, потом забираю детей после тренировок — средняя и младшая дочери занимаются фигурным катанием в «Юбилейном». Домой прихожу уже никакой, а ведь еще хочется и самому потренироваться! Времени, чтобы ходить на матчи СКА, катастрофически не хватает.
- Быков и Захаркин делают из СКА армейскую машину. У вас, кстати, нет обиды за то, что вас так и не назначили генеральным менеджером клуба — разговоры-то такие ходили?
– Я думаю, что эту тему раздули журналисты. Было известно, что после ухода Алексея Касатонова пост генерального менеджера стал вакантным, вот и вспомнили про меня. Реально же, видимо, в руководстве СКА таких обсуждений не велось. Во всяком случае, со мной никто не разговаривал, на связь не выходил. А на слухи внимание обращать не стоит. СКА побеждает, ставит рекорды — молодцы. Теперь будем ждать плей-офф, как там все будет складываться.
- После небольшого перерыва в Петербург вернулся Максим Соколов и стал тренером вратарей СКА. Вы ведь с ним дружите чуть ли не семьями...
– Буквально только что он мне звонил. Хотим встретиться, пообщаться, иногда вместе ходим в баню, когда графики совпадают. Рад, что Максим вернулся Петербург. Зная, как он умеет работать, могу с уверенностью утверждать, что он никому поблажек не даст, вратари под его руководством не расслабятся. Потому что он сам, когда был игроком, никогда не косил от тренировок, работал вдвое-втрое больше, чем остальные, поэтому и добился успехов в хоккее. Каждый год у СКА одна и та же проблема, в плей-офф вратари не выручают. Не знаю, может быть, их не хватает физически на весь сезон. Надеюсь, что в этот раз в плей-офф с вратарями все будет по-другому.
- Похоже, Максим Соколов загорелся идеей сделать звезду из Евгения Иванникова. Илья Ежов вот вынужден был уйти в «Ладу».
– Максим очень доволен Иванниковым, видит в нем перспективу. Сможет ли он выиграть конкуренцию у Александра Салака? Покажет только время.
- Так когда вы придете в «Ледовый»?
– Наверное, не раньше плей-офф. В этом сезоне не стал выкупать ложу — цены резко взлетели. Если раньше ложа, рассчитанная на восемь человек, стоила 600 000 рублей, то сейчас 2 200 000 рублей — чувствуете разницу! Посещение одного матча с различными расходами обойдется больше, чем в 6000 рублей, многовато. Кстати, насколько я знаю, в этом сезоне арена заполняется не на каждом матче. У СКА плотный график, игры идут одна за другой, если идти на хоккей с семьей, потратишь около 5000 рублей. Не каждый может себе позволить ходить на все матчи регулярного чемпионата.
- Предлагаю вернуться к главной теме. Вратарь «Зенита» Вячеслав Малафеев, который занялся недвижимостью, говорит, что через 2 – 3 года будет зарабатывать больше, чем сейчас футболом. В вашем случае автомобильный бизнес принес больше денег, чем хоккей?
– Автомобильный бизнес стабильно перекрывал доходы, которые я получал от хоккея. И значительно. Так происходит и сейчас.
- Получается, вы порекомендуете открыть свой бизнес новичкам, даже несмотря на непростые времена?
– Времена тяжелые, но я всегда будут рекомендовать открывать свой бизнес. Здесь главное – прежде все правильно просчитать, и этим должен заниматься профессионал. К примеру, мне было бы сложно составить бизнес-план, я могу дать только вводные данные, а заниматься этим должен человек, который всю жизнь изучал цифры.
- Значит, ваше дело — управлять процессами в «Авангарде», контролировать бизнес?
– Да, стараюсь управлять процессами. Главное, чтобы процессы не управляли нами!
Беседовал Артем Лисовский, «Фонтанка.ру»