ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) незаконно выдало дубликат SIM-карты без проверки личности клиента и его представителя. Решение об этом 12 сентября принял Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Административное дело против оператора было возбуждено по жалобе гражданина, с банковского счета которого мошенники похитили больше полумиллиона рублей. Чтобы получить доступ в интернет-банк, преступники обратились в офис ОАО «МТС» и беспрепятственно получили дубликат SIM-карты абонента. С ее помощью они получили одноразовые пароли для проведения операции.
Петербургское управление Роспотребнадзора квалифицировало действия сотовой компании как нарушение лицензионных условий. Сам оператор утверждал, что новая SIM-карта была выдана представителю абонента, действующему по доверенности. Однако клиент отрицал, что оформлял такую доверенность, сам он в офис «МТС» не обращался, равно как и дубликат SIM-карты самостоятельно либо с привлечением третьих лиц не получал, равно как и запросы от оператора о согласовании на замену «симки».
Доказать обратное – представить копию доверенности и удостоверяющих личность получившего карту документов – «МТС» не смог. Арбитражный суд пришел к выводу, что заменив SIM-карту без согласия владельца, оператор нарушил закон. «Доказательств невозможности соблюдения ОАО «МТС» лицензионных требований и условий ... в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины», – констатировала судья Ольга Анисимова.
Суд ограничился минимальной предусмотренной законом мерой наказания – предупреждением. В то же время принятое арбитражем решение подтверждает вину сотовой компании, что позволит самому потерпевшему требовать взыскания с нее причиненного убытка – похищенной с банковского счета суммы. Иск клиента сейчас рассматривается Выборгским районным судом, очередное заседание ожидается 11 ноября.
В «МТС» не отрицают факта совершенного правонарушения, но убеждены, что оснований для выплаты компенсации пострадавшему клиенту нет: «В данном случае права абонента были нарушены не оператором, а третьим лицом, неправомерно завладевшим SIM-картой. Именно оно должно нести ответственность за причиненный ущерб», – пояснили в пресс-службе компании.