Крах турфирмы «Солвекс», в отношении которой Следственный комитет возбудил уголовное дело о мошенничестве, привел к панике на петербургском рынке: клиенты и агентства гадают, кто будет следующим, а во избежание неприятностей аннулируют оплаченные путевки. Эксперты полагают, что такие действия могут привести к банкротству даже самых надежных операторов, а также предлагают собственные способы проверки их состоятельности.
Основная проблема, с которой сталкиваются клиенты прекративших (формально приостановивших) деятельность туроператоров, следующая: получив деньги от покупателя, фирма не оплачивает их проживание, перелет и другие входящие в тур услуги. В итоге путешественники либо вообще не могут улететь на курорт и заселиться в гостиницу, либо принимающая сторона требует доплаты за проживание, а авиакомпании нередко отказываются везти домой преодолевших перипетии отпуска россиян.
Кто следующий?
В среде петербургских турагентств активно обсуждается ситуация с одним из крупнейших работающих в Северной столице операторов – компанией «Верса». Ее руководство не отрицает наличие проблем, которые возникли из-за краха «Солвекс-турне»: с ним были организованы совместные чартерные рейсы, а потому некоторые отдыхающие на Кипре клиенты «Версы» вынуждены будут вернуться раньше или задержаться на этом острове в Средиземном море несколько дней. Причем оператор обещает оплатить проживание в отеле, а также провести перерасчет стоимости сократившегося тура.
По данным «Фонтанки», в последние дни турагентства активно аннулируют заказанные у «Версы» туры и отговаривают клиентов пользоваться услугами этой компании. Директор Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии (РСТ) Екатерина Шадская критически оценивает такие панические настроения. По ее словам, распространение «черных списков» приводит к снижению продаж и негативно отражается на состоянии оператора. «Ситуация у «Версы» непростая, но говорить о банкротстве оснований нет. Отказываясь от туров, мы еще больше приближаем компании к опасной черте», – убеждена Екатерина Шадская.
Причем аннулирование туров обходится паникующим клиентам в копеечку – за отказ от бронирования оператор требует уплатить неустойку. Например, турагентству, отменившему запланированное на 15 сентября путешествие на тот же Кипр, был выставлен штраф в размере 90 процентов стоимости путевки. Хотя никаких таких санкций договор не предусматривал.
Генеральный директор «Версы» Владимир Дорофеев утверждает, что компания работает стабильно, отрицает слухи о скором банкротстве, а утверждения о штрафах называет «болтовней». «По закону мы должны вернуть стоимость тура за вычетом понесенных расходов, которые подтверждаются. Все зависит от того, когда гражданин отказывается от тура, и от условий, на которых мы работаем с отелями и принимающей стороной. Если мы сами платим им штрафы, то эти расходы мы подтверждаем и для агентства. Турист может узнать о таких условиях у нас еще при покупке тура. Нет ни одного судебного решения о том, что мы не вернули деньги», – утверждает Владимир Дорофеев.
На самом деле только за последний год «Верса» проиграла как минимум десять судебных дел, в некоторых в качестве соответчика недовольные клиенты привлекали лично Владимира Дорофеева. Кроме того, с точки зрения фискального ведомства туроператор является сомнительной организацией – ее местонахождение (так называемый юридический адрес) включен Федеральной налоговой службой в список адресов массовой регистрации (в небольшом доме на Новолитовской улице находится более 130 фирм).
Проверка – она всем проверка
Единственным реалистичным вариантом предупредить проблемы, которые могут возникнуть в случае краха туроператора, остается проверка оплаты отеля и билетов. «Клиенты пишут и звонят напрямую в гостиницы, им сообщают о факте оплаты. Никто на той стороне из этого проблемы не делает», – говорит Екатерина Шадская.
Ее коллеги не разделяют такого оптимизма. Например, пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина напоминает, что нередко гостиницы оплачиваются «скопом», то есть без указания конкретных будущих постояльцев. Равно как никто не обязывает отельеров что-то подтверждать. Нельзя защититься и от ложной информации со стороны зарубежных компаний. «В Турции и ряде других стран туристы нередко сталкивались с вымогательством – узнав о крахе российской фирмы, гостиница требовала деньги за якобы не оплаченный номер», – говорит Светлана Прусова, директор агентства путешествий «33 удовольствия».
Аналогичная ситуация и с перелетом. Туристы, получившие билеты в оба конца на регулярный рейс, могут быть спокойны – билет является подтверждением договора перевозки, заключаемого непосредственно с пассажиром. Поэтому, несмотря на банкротство турфирмы «Южный Крест», авиакомпания «Трансаэро» заявила, что вывезет всех ее клиентов. Но нередко вместо билета (пусть даже электронного) операторы вручают плохо ориентирующимся в премудростях законодательства о воздушных перевозках туристам маршрут-квитанцию, не подтверждающую наличие договора перевозки.
По словам Владимира Дорофеева, гостиницы «Верса» оплачивает сразу после подтверждения, чартерные рейсы – по графику. «Технология чартерных перевозок предусматривает, что сток открывается накануне вылета. Поэтому турист получает билет в один конец, а обратный оплачивается депозитом. Наша бухгалтерия сейчас только и занимается тем, что выдает справки об оплате», – заверяет Владимир Дорофеев.
Получив такую справку, турист может быть уверенным в том, что его путешествие состоится (если, конечно, не рассматривать вариант подлога). Отказ оператора подтвердить оплату является сигналом, однако немедленное аннулирование тура может привести к еще худшим последствиям. С одной стороны, турфирма обязана будет вернуть всю внесенную сумму, так как фактически затраты отсутствуют.
Но нельзя и исключать, что оператор обанкротится раньше, чем перечислит деньги. Причем в этом случае трудно будет рассчитывать и на получение возмещения (пусть даже частичного) от страховой компании – по закону они компенсируют только ущерб, причиненный в результате неисполнения туроператором обязательств по оказанию услуг по перевозке и (или) размещению. Поскольку, расторгнув договор, потребитель сам отказывается от получения таких услуг, он, скорее всего, сможет получить причитающуюся сумму только по окончании процедуры банкротства туроператора (она может длиться несколько лет) и только если у него останутся хоть какие-нибудь ликвидные активы.
Павел Нетупский,
«Фонтанка.ру»