В эпоху, когда автомобили сделаны не из стали, а из маркетинга, электронному оснащению машины уделяется едва ли не больше внимания, чем тому, как она управляется и едет. И если уж фетишем современного автомобилиста стала опция, стоит обратить внимание на действительно забавные автогаджеты.
Вот, скажем, система активного шумоподавления (Active Noise Control, ANC). Она снижает уровень шума в салоне, предположительно – на 5 – 8 дБ. Основной эффект достигается в диапазоне низких частот, то есть в первую очередь гасятся шумы двигателя, проникающие в салон. Причём речь идёт не о дополнительной звукоизоляции – это именно электронное устройство, и работает оно с использованием автомобильной акустики.
В передней и задней частях салона расположено по микрофону, улавливающему посторонние звуки. Система ANC формирует сигнал, «противоположный» этим звукам, и транслирует его через динамики аудиосистемы, после чего сигнал и шум «взаимно уничтожаются». Система работает независимо от того, звучит в салоне музыка или нет. При этом водитель и пассажиры не замечают ничего, кроме снижения уровня шума.
Первоначально такие устройства применялись в самолётостроении, а в автомобильной промышленности подобную систему впервые применила Toyota в 2007 году. На автомобили, официально поставляемые в Россию, ANC устанавливают, например, Honda (модели Accord, Pilot и Crosstour), Acura (модель MDX) и Cadillac (модель CTS). На зарубежном рынке в качестве примера можно привести Lincoln, монтирующий аналогичные устройства на целый ряд моделей, GMC (модель Terrain), Audi S8, Infiniti M.
Active Noise Control. Видео на YouTube
Правда, мнения экспертов об эффективности системы ANC расходятся. С аудиофильской точки зрения, любые дополнительные сигналы в акустической системе могут только ухудшить качество звука, и виброшумоизоляция моторного отсека и салона – куда более надёжное и качественное решение.
Но независимо от того, насколько полезна ANC, можно зачесть её хотя бы как честные усилия производителя по подманиванию потребителя. Фантазия у людей работала, это вам не бессмыслица вроде «автоматического включения фар в тёмное время суток».
А вот система Active Sound Design («активного звукового оформления») уже ничего, кроме иронии, вызвать не может. Это приспособление решает обратную задачу – не приглушить звук двигателя, а с помощью динамиков создать в салоне иллюзию, будто силовой агрегат вашей машины рычит, как положено настоящему неполиткорректному, «незадушенному» автомобильному мотору. Что тут скажешь? Ещё один шаг к резиновой женщине...