Главред TKS.RU сомневается, что страны поддержат российские контрсанкции, а перевозчики пойдут на риски. "На сегодняшний день Европейская экономическая кКомиссия не издала по поводу санкций ни единого звука. Белоруссия и Казахстан тоже. Вряд ли они поддержат российские санкции, им это не нужно, и прецеденты разногласий уже были. Допустим, что не поддержат. В этом случае схема с доставкой импорта через Белорусскию и Казахстан теоретически работает. На границе с Россией, Белоруссией и Казахстаном таможни нет, следовательно, машина с товаром в Россию въедет. Но дальше она должна прибыть на российскую таможню назначения, где ее развернут обратно. Конечно, она может не прибыть и раствориться в воздухе, но на это вряд ли пойдут перевозчики, поскольку это недоставка груза с соответствующими санкциями", - говорит господин Смирнов.
Он допускает, что в сложившейся ситуации может быть налажена схема, когда европейские товары "превращаются" в белорусские или казахстанские. "Есть еще вариант, при котором санкционные товары прибывают, допустим, в Беларусь, где на них в промышленных масштабах изготавливают белорусские этикетки, упаковку и соответствующие документы. Технически это возможно, более того, такие предложения уже есть. В сравнительно небольших масштабах такая схема с переупаковкой и фальшивыми документами, думаю, будет реализована, поскольку всем, включая таможенников, сулит неплохие барыши. В промышленных масштабах такой способ может вызвать резкую отрицательную реакцию России. В связи с этим многим уже смутно мерещится на горизонте развал Таможенного союза".
Господин Смирнов отрицает возможность того, что перевозчики вдруг станут "частными лицами", которым ввоз продуктов из ЕС разрешен: "Норма ввоза для физлица - 50 кг, 1000 евро. На такую сумму серьезного количества продуктов не ввезешь. Кроме того, если товар будет однородным или ввозиться лицом слишком часто, то его признают коммерческим и заставят платить пошлину. Вариант использования "помогаек" на границе с Финляндией мне представляется ненаучной фантастикой. Тут лазеек нет", - заключает эксперт.