Дружба народов
В регате принимает участие наш знаменитый парусник «Мир». Он не соревнуется с яхтами, так как среди тех нет судов его класса, «Мир» - скорее, почётный гость. В этом году парусник побывал в Чёрном, Средиземном и Северном морях, стоял в олимпийском Сочи, российском Севастополе и Гангутская регата – финальный заплыв перед возвращением в родную гавань.
Поход этот необычный – на своём борту «Мир» везёт икону Святого Владимира, которая была написана в прошлом году в петербургской церкви Святого Пантелеймона. 10 апреля икону освятили в Ватопедском монастыре на горе Афон и передали на борт парусника, чтобы она вернулась на своё место.
Финская часть регаты начинается с порта Котки. Финны в той битве не проигрывали, для русских – это праздник русского оружия и славных дел Петра, для финнов – тоже праздник, но скорее из разряда туристических событий. Финляндия уважает свою историю (там считается, что победа русских над шведами способствовала появлению финской государственности), сохраняет все царские парки да охотничьи избы, ухаживает за памятниками Ленину и активно переходит на русский язык – в провинциальных музеях вам не только дадут путеводители на русском, но и пообщаются на нём же. Гангутская регата – одно из громких событий этого лета в Финляндии. В Ханко, где прошли основные торжества, поглядеть на реконструкцию сражения собрался, кажется, весь город. На английском, финском и русском языках публике поведали о том, как Петр I перехитрил шведов, а с воды в это время стреляли пушки фрегата «Штандарт».
Рядом с огромными «Штандартом» и «Миром» пришвартованы маленькие, но гордые яхты – в основном российские. Хотя, несколько финских и эстонских флагов тоже отмечают победу русского оружия. Такая вот дружба народов.
«Здравствуй, Ихтиандр!»
Один из старожилов регаты – яхта «Сириус». В этом году ей исполняется 50 лет. Но годы и шторма её не испортили. Есть кому ухаживать. В экипаже пять человек, в том числе - единственная леди.
Это мы с вами думаем, что яхтинг и парусный спорт – закрытая для всех новичков каста. На самом деле там будут рады всем желающим. Вы даже можете ничего не уметь, но вас научат, были бы желание и силы. А сила нужна большая.
– Народ думает, что у нас тут все белые и пушистые – белая яхта, женщины, мартини, а на самом деле встречный ветер, волна полтора метра, шкандыбаемся, человека начинает мутить, он зеленеет, а мы в море, качку остановить не можем, – пугает капитан «Сириуса» Александр Наберенков.
Укачивает на яхтах практически всех. Вариантов несколько, кого-то тянет спать, кого-то есть, но чаще реакция называется «Здравствуй, Ихтиандр!» (через борт и внимательно смотрим в море). Таблетки на яхте всегда с собой.
Но зачем они тогда плывут, принимают участие в регатах? Ответ простой: «Чтобы вернуться домой и продолжать давить свой диван с особым удовольствием».
– Люди уходят в экстремальные условия, чтобы кайфовать потом от обыденной жизни, – объясняет капитан. – Плывём на маленькой лодочке – шторм зафигачит, вода - вот она рядом, ветер засвистит, лодку начинает валять во все стороны, страшно становится, но пройдя это, потом получаешь удовольствие – получилось. И особое удовольствие – когда лодка хорошо настроена, когда вы поставили паруса и она идёт только под парусами, полная тишина, лодка запела. Можно сравнить с музыкальным инструментом, когда штурвал только пальцами держишь.
Команда вспоминает все опасности, которые преследовали их на борту «Сириуса», предупреждают, что восторги восторгами, но дело это сложное. И по всему выходит, что именно благодаря тому, что это опасно и рискованно, они тратят свои деньги и силы на то, чтобы вновь поставить паруса и уплыть в море. Они не их тех людей, которым нужен комфорт, тихий отдых. Им подавай шквалистый ветер, даже не против. Не туристы они, они путешественники. Это разница.
Они рассматривают яхтинг ни много ни мало как «нравственную школу для человека»
– Человек в море ощущает силу природы, перестаёт думать, что он здесь главный, что он всё может, – уверен капитан-наставник «Сириуса» Сергей Сухарев.
Денег ноль
Капитан другой яхты – «Былина» – Андрей Берёзкин – не просто капитан, но еще и активный лоббист парусного дела. Именно он курирует гангутскую регату с российской стороны, а в Петербурге успевает везде – и в Морском совете при городском правительстве, и в университете морского и речного флота имени Макарова, курсанты которого проходят практику на «Мире».
Берёзкин уверен, что «Мир» - это лицо России («На наших ребят смотрят во всех иностранных портах, жители греческих и финских городов поднимаются к ним на борт»), и он мечтает, чтобы парусник поддерживался на том же уровне, что и Эрмитаж с Мариинским театром. Раз уж лицо и раз гастроли по всем морям. Может, Гергиеву организовать концерт на палубе «Мира»?..
«Мир», «Былина», «Сириус» и все остальные парусники и яхты – это маленькие семьи. В которых пацанов учат быть самостоятельными, не бояться трудностей, быть сильными и выносливыми.
– Они чувствуют себя абсолютно ценными для экипажа, но ещё бы эту ценность поняли те, кто может вкладывать в это деньги, – мечтает Александр Алексеевич. – В Великобритании парусники и яхты поддерживают на уровне государства, там принято всей семьёй ходить под парусом, а у нас это чаще всего частная инфраструктура. В Финляндии яхте перезимовать дешевле, чем в России.
На международных регатах, оказывается, всегда видно, в каком не самом приглядном виде по сравнению с европейцами находится российский парусный спорт. Нас просто мало. Стефан Абрахамсон, исполнительный директор Ассоциации парусной подготовки Финляндии, не раздумывая, отвечает, что в Финляндии яхты есть практически в каждой семье.
– Петербург – самый крупный порт на Балтике – и в нём самое малое количество яхт, – вздыхает Александр Наберенков. – Слишком дорогое удовольствие, не сложилось традиции.
Петр I был бы недоволен такими «традициями». Но точно был бы рад, если бы узнал, что его победа 300 лет назад способствовала тому, что российские яхты прошли по его маршруту и вспомнили о нём и его армии. Не забыли, помнят.
И помнить должны не только капитаны и моряки. Капитаны ждут поддержки, помощи, спонсоров, а пока вкладывают свои кровные. Такое дорогое хобби. В рамках Гангутской регаты определяли самые экологичные судна. Учитывается, сколько топлива сожгли, сколько гадости выбросили за борт. Самым экологичным оказался российский парусник «Штандарт», яхта «Былина» на 3-м месте. У кого бы я ни спрашивал, на что потратят деньги, если выиграют, все отвечали как один – на яхту, на родную белую яхту.
Из 30 яхт четыре - из Финляндии, две - из Эстонии, все остальные - наши. Силой должны были взять, количеством. Всё-таки повод – победа русского флота. После этой регаты наши яхты знают все тонкости и хитрости петровской победы 300 лет назад.