Даже следы морфина, которые содержатся в семенах свободно продаваемого масличного мака, обоснованно признаются наркотиками. К такому выводу пришел Верховный суд России.
В утвержденный правительством России перечень наркотических средств включен морфин. Причем преступлением является любые несанкционированные действия с ним, вне зависимости от объема. За их приобретение или хранение без цели сбыта гражданин может быть приговорен даже к пятнадцати годам лишения свободы.
Заявление в Верховный суд России подали отец и сын Сергей и Роман Шиловы, привлеченные к уголовной ответственности за незаконный оборот морфина. На самом же деле он в малых (следовых) количествах содержался в семенах мака, которые сами по себе наркотиками не признаются. Заявители не отрицали, что морфин в них действительно содержится, но его уровень не превышает 0,2 процента (в перерасчете на безводный морфин-основание), а потому не может быть извлечен при помощи легко осуществимых способов или в количествах, которые могли бы представлять опасность для здоровья. Такие случаи как исключение отражены даже в международных документах, в том числе в Единой конвенцией ООН о наркотических средствах, ратифицированной СССР еще в 1961 году.
«Имеет место правовая неопределенность и невозможно определить, является ли преступлением оборот семян масличного мака», – указывали осужденные, просившие признать спорную норму списка незаконной.
Опрошенные судом специалисты и эксперты пояснили, что в России созданы сорта масличного мака с низким содержанием наркотически активных алкалоидов. Применение мер контроля к таким препаратам (содержащим не более 0,2 процентов морфина в пересчете на безводный морфин-основание), не целесообразно, а при некоторых условиях и неприменимо.
Однако служители Фемиды пришли к выводу, что эти обстоятельства не свидетельствуют о незаконности оспариваемых положений, которые не содержат ссылок на семена мака. «Устанавливая меры контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств… правительство РФ действовало в пределах делегированных ему полномочий», – заключил Верховный суд России.
Напомним, что это уже не первый случай, когда высшая судебная инстанция уклоняется от устранения правовой неопределенности, позволяя контрольным органам привлекать к ответственности людей, не ведающих о приобретении или хранении формально являющихся наркотиками веществ. Например, в утвержденном правительством России списке помимо конкретных препаратов указано, что запрещен оборот неких их «производных». Верховный суд России признал это «общепринятым химическим термином», не разъяснив, как законопослушный гражданин может определить криминальность покупки того или иного товара.
Также не был разрешен и «маковый вопрос» – законность оборота кондитерского мака, в котором нередко обнаруживаются примеси внесенной в «черный список» маковой соломки. Которая, помимо всего прочего, международными документами не признается наркотиками.