Совет Федерации продолжает реформу уголовного процесса и его гуманизацию и хочет обязать следователей прекращать уголовное преследование в связи с деятельным раскаянием подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести. Законопроект, предусматривающий соответствующие изменения, внесен сегодня в Госдуму сенаторами Константином Добрыниным, Андреем Клишасом и Вадимом Тюльпановым.
В сопроводительных документах к законопроекту указано, что в части первой статьи 28 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусматривается право суда, а также с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора, прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести в связи с деятельным раскаянием. При этом авторы законопроекта подчеркивают, что «названные правоприменительные органы могут в рассматриваемом случае как прекращать уголовное преследование, так и не делать этого».
«Таким образом, в приведенной норме содержится коррупционная составляющая, позволяющая неоднозначно, произвольно применять действующее законодательство, а также из ложно понятых интересов службы искусственно улучшать статистику направленных уголовных дел в суд для рассмотрения по существу», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Внесенным же проектом закона авторы предлагают «устранить отмеченное несовершенство уголовно-процессуального законодательства, оставив правоприменительным органам в рассматриваемом случае конкретное полномочие – прекращать уголовное преследование».
Как объяснил «Фонтанке» один из авторов законодательной новеллы, сенатор от Архангельской области, заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Константин Добрынин, «во-первых, мы убираем потенциальную коррупционную составляющую, когда следователь по только ему одному известной мотивации решает, надо ли прекращать уголовное преследование человека или нет после деятельного раскаивания. Во-вторых, мы воплощаем принцип равноправия сторон в процессе, когда после правильных с точки зрения интересов государства шагов обвиняемого, государство обязано совершить встречные шаги. В-третьих, мы сокращаем абсолютно ненужные дальнейшие расходы государства на судопроизводство, ввиду того, что цель правосудия достигнута – человек раскаялся не на словах, а на деле, и возместил ущерб и не стоит из него после этого делать осужденного или заключенного, – не в этом государственный интерес».
«Это – наша очередная с коллегами инициатива устраняющая правовые абсурды из уголовного процесса. Мы убираем из полномочий конкретного сотрудника излишнюю дискрецию, что делает норму уголовного судопроизводства более жесткой, какой, собственно говоря, она и должна быть, чтобы в полной мере защищать интересы граждан», – подчеркнул сенатор.