Совет по культурному наследию Петербурга обсудил концепцию судебного квартала на месте «Набережной Европы» – без жилья, но с зеленью. Профессиональное сообщество, как и прежде, не смогло полностью согласиться с архитектурной частью проекта, поэтому проголосовало за утверждение его решения объемно-пространственной композиции.
Архитектурная мастерская Максима Атаянца представила концепцию квартала, где разместятся Высшие суды и театр Бориса Эйфмана. Проект был выбран жюри под председательством управделами президента Владимира Кожина, однако автору было рекомендовано вместо 100 тысяч кв. м ведомственного жилья организовать общественное пространство с зелеными насаждениями, что и было усовершенствовано в новой версии концепции.
Напомним, что о переезде на набережную Малой Невы, где возводил на тот момент жилой комплекс «Набережная Европы» «ВТБ Девелопмент», стало известно осенью 2012 года. Также шла речь о необходимости строительства жилья для 250 судей и 1900 аппаратных сотрудников. После того, как конкурсная комиссия рекомендовала отказаться от возведения жилья в судебном комплексе, чиновники стали искать элитное жилье у застройщиков.
Прежде чем выступить перед Советом, Максиму Атаянцу пришлось ответить на принципиальный вопрос, заданный архитекторами: какова цель рассмотрения проекта. «Для меня, безусловно, важно ваше мнение как многоуважаемого профессионального сообщества, чтобы извлечь пользу для дальнейшей работы», – отметил автор судебного квартала.
Гендиректор архитектурной мастерской Славиной Вячеслав Полетайкин рассказал об истории пространства: в начале 18-го века здесь располагались пеньковые амбары, затем они сгорели, и на их месте были сооружены каменные здания по проекту Антонио Ринальди, однако его замысел не был реализован полностью. В начале 20-го века проходил конкурс на проектирование территории, лучшее решение было у архитектора Ивана Фомина, однако оно так и не было реализовано. А в 1930-х годах здание было перестроено для Государственного института прикладной химии. После сноса здания в 2012 году открылся вид на Князь-Владимирский собор. Именно вид его со стороны Дворцовой набережной стал одной из главных ценностей градозащитников. Сохранить его старалась и Архитектурная мастерская Максима Атаянца.
«Сохранение видов на собор — приоритет», – отметил архитектор, перехватив у коллеги микрофон. Максимальная высота зданий комплекса — до 30 метров. Чтобы тщательно проверить, как строение вписывается в небесную линию, архитектор подчеркнул: виды были вписаны в панораму города на закате, для лучшего подчеркивания силуэтов.
Общественная зона, которая появится вместо жилья, подчеркнет здание театра, вечером он будет подсвечен. На набережной будут организованы два новых спуска к воде: напротив фасада театра и рядом с парадным подходом к зданиям суда. 3,5 га планируется отдать под зеленые насаждения и сад перед театром. Пешеходная набережная будет длиной 2 км.
«Суд — это воплощение идеи порядка», – закончил таким объяснением своей архитектуры Атаянц.
Его рецензент Александр Кононов, чаще критичный на заседаниях Совета, положительно отозвался о проекте. «После реализации проекта «Набережная Европы» мы бы не имели шансов на виды. Это же единственный проект, который полностью учел градостроительную критику», – отметил он. Претензии у него все же возникли, но объем их был гораздо меньше, нежели дифирамбов в отношении проекта в целом и здания театра. Так, не понравилась крайняя правая угловатая башенка судебного комплекса – гостиница для судей, а также возникающая за судебным корпусом верхняя часть служебного здания. Он также отметил общую тяжесть силуэта.
Нельзя сказать, что проект вызвал однозначное мнение. Как и раньше писала «Фонтанка», у экспертов нашлось множество и положительных, и отрицательных отзывов о проекте.
Так, здание суда не понравилось экс-главе ВООПИиК Владимиру Лисовскому. По его мнению, подобный проект на этом месте и вовсе не нужен, так как создает третью архитектурную доминанту, и лучше было бы сделать парк, но раз уже решили, то: «Нужно уходить от цитирования: видно же, что здесь Кваренги, а здесь еще кто-то. Да и слишком пафосно эта архитектура выглядит. Суд Российской Федерации – это, конечно, сила, но не до такой же степени», – отметил он.
По мнению руководителя архитектурного бюро «Студия 44» Никиты Явейна, напротив, здание суда стало гораздо лучше в новой концепции. «Все фасады в одном стиле, конца 40-х годов. Трехколонные портики... Нужно подумать над угловой башней, она не выдерживает критики», – отметил Явейн. А вот вызывающее у многих восторг здание театра архитектор сравнил с мавзолеем Чаушеску.
Президента Санкт-Петербургского союза архитекторов Владимира Попова не устроили колоннада и стыковка зданий судебного комплекса. А представителя организации ИКОМОС СПб Сергея Горбатенко — сталинские мотивы.
По мнению же и. о. председателя КГИОП Александра Леонтьева, в городе может появиться самый романтичный уголок: «С этой набережной — лучшие закаты», – рассудил чиновник, поспешив похвалить автора концепции за здание театра.
«С театром жуткая история. Борис Эйфман — человек с мировым именем, режиссер со стажем, с ним сложно договориться», – удивился Леонтьев сговорчивости Атаянца, заявившего, что почти все пожелания балетмейстера учтены.
Не затягивая дискуссию, и. о. председателя КГИОП предложил проголосовать за общее пространственное расположение, а не за оценку представленной архитектуры. Из-за расходящихся мнений специалистов в качестве формулировки была выбрана условная: архитектурное решение в части объемно-пространственной композиции. За нее и проголосовали 11 членов совета, трое — против и один предпочел воздержаться. Кроме того, Совет решил поддержать и продвинуть еще одну идею Атаянца: рекомендовать властям создать на площади Лихачева подземный переход. «Без него пешеходная концепция теряет смысл», – уверены архитекторы.
Стоит отметить, что на заседании Совета присутствовал и еще один важный участник — представитель заказчика. Как позже рассказал журналистам директор Федерального ГУП «Дирекция по строительству и реконструкции объектов в СЗФО» управделами президента РФ Николай Таскин, он удовлетворен ходом проекта по созданию судебного квартала.
«Идет, правда, некое запоздание. Мы рассчитывали, что имущественно-финансовые вопросы решим в прошлом году, однако этого не случилось», – отметил он. Он добавил, что государство намерено рассчитаться с ВТБ, реализовавшим проект «Набережная Европы», однако для этого необходимо внесение изменений в законодательство.
26 октября правительственная комиссия под руководством управделами президента Владимира Кожина выбрала победителем конкурса на проект судебного квартала архитектурное бюро Максима Атаянца. Несмотря на критику проекта в заимствованиях, автор заявлял, что менять его принципиально не собирается. По предварительным оценкам управделами, стоимость переезда судов может обойтись федеральному бюджету примерно в 50 млрд рублей.