ФАС признала незаконным избирательный запрет Федеральной таможенной службы заправлять топливом суда на рейдовых стоянках. Из петербургских портов от него страдала Усть-Луга, где нет другой возможности бункеровки. Как выяснила «Фонтанка», решение антимонопольщиков запоздало — бункеровочные компании Усть-Луги договорились с таможней еще в ноябре и возобновили работу. Но настоящие потрясения еще впереди — премьер Дмитрий Медведев по-прежнему решает, создать ли преимущество «Роснефти», «Газпрому» и «Лукойлу» на рынке, как того просит Игорь Сечин.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) признала незаконным документ Центральной энергетической таможни (ЦЭТ), изданный 22 августа 2013 года «в целях обеспечения единообразного применения таможенного законодательства» и запрещающий заправку судов (бункеровку) на рейдовых стоянках. Поводом для изучения этого документа стала жалоба в ФАС Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков, в которой посчитали действия таможни ограничивающими конкуренцию.
«Порядок, установленный телетайпограммами ЦЭТ, дает возможность осуществления бункеровки и таможенного контроля судов исключительно у причальных стенок нефтеналивных терминалов, либо на рейде только вертикально интегрированным компаниям (ВИНК), либо невертикально интегрированным структурам на рейде при предъявлении дополнительно документов, не предусмотренных действующим таможенным законодательством», — говорится в сообщении ФАС.
Юридически ситуация может развиваться следующим образом. Либо ЦЭТ исполнит предписание и отменит свои телетайпограммы, либо попробует обжаловать решение ФАС в арбитражном суде — на это по закону ей отводится три месяца, говорит юрист «Качкин и партнеры» Александра Улезко. Кроме того, в случае принятия заявления к производству исполнение предписания ФАС будет приостановлено до окончательного решения суда, говорит она.
Применительно к Петербургу и Ленобласти документ ЦЭТ сильно повлиял на заправку судов в порту Усть-Луга. Как писала «Фонтанка», поскольку там нет технической возможности заправлять суда у причальных стенок нефтеналивных терминалов, среди которых ОАО «Роснефтьбункер», ООО «Новатэк — Усть-Луга» и ООО «Сибур-портэнерго», бункеровка в этом порту практически остановилась. Заправку топливом в Усть-Луге всегда осуществляли с помощью судов-топливозаправщиков на рейдовых стоянках.
Бункеровкой в Усть-Луге занимаются в основном «Газпромнефть марин бункер», «РН-бункер», «Лукойл бункер», «Балтийская топливная компания». Как сообщил «Фонтанке» источник в порту Усть-Луга, решение ФАС погоды не сделало, поскольку бункеровочные компании договорились с таможней еще до Нового года и возобновили свою работу.
В результате этих договоренностей в начале ноября ЦЭТ издала новый документ, разрешающий «иным хозяйствующим субъектам» помимо вертикально интегрированных компаний «с низкой степенью риска нарушения действующего законодательства» заправку судов на рейдах, но только при предъявлении документа о добротном происхождении топлива.
Кроме того, как отмечают в Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков, незадолго до заседания комиссии ФАС, на которой было вынесено решение, ЦЭТ неожиданно издала новую телетайпограмму о приостановлении своих предыдущих решений в связи с изданием «общероссийского профиля рисков», с помощью которого таможня будет следить за соблюдением главы 50 Таможенного кодекса Таможенного союза и, в частности, ее статьи 365, в которой описан допустимый объем заправки судов.
Этот общероссийский профиль рисков издан под грифом «для служебного пользования», поэтому ознакомиться с ним не представляется возможным.
Таким образом, решение ФАС не делает бункеровку судов в Усть-Луге более или менее возможной. Оно скорее признает неправомерность вообще каких-либо запретительных телетайпограмм, считает главный редактор «Портньюс» Надежда Малышева. «Однако я не уверена, что мнение ФАС здесь может оказаться последним», — говорит она.
Дело в том, что на фоне этой истории активно развивалась еще одна. Она связана с обращением главы «Роснефти» Игоря Сечина к премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором он попросил главу правительства частично отменить запрет ЦЭТ, разрешив бункеровку на рейдах трем компаниям — «РН-бункер», «Лукойл бункер» и «Газпромнефть марин бункер». Остальные участники рынка, по мнению главы «Роснефти», используют топливо, купленное на «самоварах» — мини-заводах, которые производят продукцию сомнительного качества и продают ее по демпинговым ценам с использованием «серых» схем офшоров».
Как писала «Фонтанка», Игоря Сечина поддержал и глава ФТС Андрей Бельянинов. Таможенная служба тогда официально отказалась отвечать на вопросы «Фонтанки». Решения Дмитрия Медведева между тем пока нет. Но очевидно, что вопросы такого уровня будут решаться не на комиссии ФАС, а в весьма высоких кабинетах. Так что настоящие потрясения бункеровочного рынка, по мнению некоторых наблюдателей, еще только впереди.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»