Из 718 000 предметов коллекции Центрального военно-морского музея сегодня экспонируется около шестисот. Примерно треть коллекции ещё не распакована. Застрахованы ли нераспакованные предметы? В каком они состоянии? Добиться от директора музея Руслана Нехая вразумительных ответов на эти вопросы «Фонтанка» не смогла.
Из 718 000 предметов коллекции Центрального военно-морского музея сегодня экспонируется около шестисот. Примерно треть коллекции ещё не распакована. Застрахованы ли нераспакованные предметы? В каком они состоянии? Добиться от директора музея Руслана Нехая вразумительных ответов на эти вопросы «Фонтанка» не смогла.
Состояние – рабочее
Директор Центрального военно-морского музея Министерства обороны РФ Руслан Нехай – профессионал в области общения с журналистами. Раньше он возглавлял Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области, а ещё раньше был замкомандующего по воспитательной работе Ленинградского военного округа. Во время нашей встречи он всё время улыбался – тем шире, чем неприятнее ему казался вопрос.
Не будем скрывать: «Фонтанке» не удалось получить ни одного конкретного ответа ни на один из поставленных вопросов, хотя нас интересовало лишь то, что имеет непосредственное отношение, пожалуй, к самому громкому скандалу прошлого года – Следственный комитет обвинил (http://www.fontanka.ru/2013/09/24/093/) бывшего директора музея Андрея Лялина и руководителя ООО «НЕВИСС-Комплекс» Александра Швирикасова в хищении части бюджетных денег, выделенных на переезд музея из здания Биржи в здание Морских Крюковских казарм. Отсюда логика журналистского интереса: как происшедшее отразилось на уникальной коллекции музея, который является одним из символов Российского государства? В частности, насколько меньше стала экспозиция?
- В результате переезда она должна стать в 3 раза больше! - заверил «Фонтанку» Руслан Нехай.
По его словам, в музее будет 25 залов, из которых пока работают 12. В них выставлено около 600-т музейных предметов из 718 000, составляющих всю коллекцию, то есть 0,084%. Директор музея утверждает, что такова мировая практика: музеи, по его словам, выставляют не более 10% своих коллекций. Он прав: 0,084 меньше, чем 10…
- Мы планируем показывать от 5000 до 10 000 музейных предметов, - говорит Руслан Нехай, - но
почему вам это интересно?
- Это интересно нашим читателям. Они хотят знать, в каком состоянии музей после скандального переезда.
- Отвечайте: «В рабочем»! – воскликнул директор.
«Выплаты поступают своевременно…»
Экспонирование примерно 600 музейных предметов из запланированных 5 - 10 тысяч вызывает естественное беспокойство. Поэтому нас заинтересовало: а что с остальным? Распакованы ли предметы коллекции после переезда? Соблюдаются ли условия их хранения? Не возникло ли проблем с сохранностью предметов уникальной коллекции? Ведь именно на это Министерство обороны выделило в 2011 году почти миллиард рублей, которые в немалой части, по мнению Следственного комитета, были похищены.
По словам Руслана Нехая, на сегодняшний день распаковано примерно две трети всех музейных коллекций (их 57), и эта работа продолжается под неусыпным контролем всех уполномоченных органов. Директор музея утверждает, что распаковка всех музейных предметов производится в чётком соответствии с инструкциями, то есть в присутствии комиссии, в которой обязательно имеются представители Управления по работе с личным составом Министерства обороны и одиозного ООО «НЕВИСС-Комплекс».
По словам Руслана Нехая, каждый распакованный предмет после проверки состояния сохранности передается вновь музею в оперативное управление. ООО «НЕВИСС-Комплекс» принимал от музея предметы перед началом переезда строго по актам для выполнения определенных госконтрактом функций – от упаковки и транспортировки в новое здание до распаковки и обратной процедуры передачи музейных ценностей ЦВММ. «НЕВИСС-Комплекс», по словам Нехая, продолжает исполнять свои обязательства по госконтракту.
- Все выплаты, необходимые для дальнейшей работы комиссии по распаковке, поступают своевременно. Деньги поступают от «НЕВИСС-Комплекса», а откуда они их берут, меня не интересует, - сказал директор музея.
Инструкция 1985 года
Заключённый с ООО «НЕВИСС-Комплекс» государственный контракт должен был быть исполнен ещё в 2011 году. Контракт предполагает не только перемещение музейных предметов, но и целый комплекс работ, связанных с обустройством музея в новом здании, их распаковку и размещение на новых местах. Пока, по словам Руслана Нехая, он выполнен не по всем позициям. Мы попытались выяснить: в какой степени соблюдаются предусмотренные законом условия хранения музейных предметов?
К сожалению, добиться конкретного ответа на этот вопрос нам не удалось. Директор музея сообщил лишь, что время пребывания в запакованном состоянии музейных предметов, выполненных из различных материалов, может различаться:
- Нормативными документами установлен срок их нахождения в упакованном состоянии не более трех месяцев. Однако специалисты знают, что для офицерского морского кортика из металла и знамен из шелка или бархата этот срок разный, о чём написано в нормативном документе – «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей государственных музеев СССР» 1985 года…
Автор этих строк уточнил: не нарушена ли эта инструкция в отношении той трети музейных предметов, которая не распакована? В ответ Руслан Нехай поделился личным впечатлением: по его мнению, корреспондент «Фонтанки» пытается его в чём-то «ужучить»…
- В декабре 2013 года Управлением Минкультуры России по Северо-Западному федеральному округу, которое контролирует и мониторит ситуацию, нарушений в действиях специалистов музея не выявлено! - воскликнул он.
Добросовестность важнее
Согласно действующему законодательству, все музейные предметы при перемещении должны быть застрахованы. Поэтому нам показалось важным спросить: действуют ли сегодня страховки на те музейные предметы, которые ещё не распакованы? По словам Руслана Нехая, таких предметов, напомним, примерно треть.
Отвечать на этот вопрос директор музея не захотел. Он сказал лишь, что «НЕВИСС-Комплекс» при подписании государственного контракта застраховал музейные предметы на весь период перемещения ещё весной 2011 года.
После этого директор рассказал про два страховых случая, происшедших в 2012 году: повреждение самолёта «И-16» дважды Героя Советского Союза Сафонова при размещении его в атриуме и разрушение в результате падения гипсовой модели носового украшения корвета «Витязь».
- Страховые компании выплатили Министерству обороны как выгодоприобретателю в рамках госконтракта средства на восстановление самолёта, а реставрационная мастерская «Наследие» произвела полную реставрацию носового украшения корвета «Витязь», - сказал директор.
Имеются ли сегодня (в 2014-м, а не в 2012 году!) действующие страховки на нераспакованные музейные предметы, нам так и не удалось выяснить. Руслан Нехай поспешил закончить этот разговор:
- Ни один случай, связанный с повреждением музейных предметов, не останется без страховых выплат!
Далее он выразился в том смысле, что благодаря добросовестному отношению сотрудников музея удалось минимизировать количество страховых случаев, что для него важнее, чем цифры договоров.
Жизнь как подвиг
Руслан Нехай с огромным уважением и благодарностью отзывается о собственных сотрудниках. Он рассказал нам, как эти люди по своей инициативе работают в выходные только для того, чтобы как можно быстрее восстановить музейную экспозицию, довести процесс размещения музейных предметов до логического конца. Директор музея рассказал про работающую в заведении 85-летнюю женщину, заслуженного работника культуры, которая сказала, что уволится только после того, как музейная коллекция будет полностью размещена.
- Фактически это такой же подвиг, как и тот, что изображён на мольберте! – сказал Руслан Нехай и кивнул на картину, расположенную в углу его кабинета.
Чуть раньше присутствовавшая при разговоре главный хранитель музея Наталья Шишкова рассказала, что другие музеи переезжают намного дольше. Она привела в пример переезд немецкого музея Бундесвера, который должен занять 11 лет.
У автора этих строк возник логичный вопрос: кому нужен был этот подвиг, включивший в себя организацию переезда за рекордные 18 месяцев из здания, которое, как выяснилось, вообще освобождать необходимости не было? Но задавать этот вопрос директору музея нам показалось бессмысленным.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»