Услуги мобильной связи операторов «большой тройки» («Вымпел-Коммуникации», «Мегафон», «МТС») и «Теле2» доступны не на всех магистральных автодорогах федерального значения. Актуализированную карту покрытия составил Роскомнадзор.
Самые высокие показатели зафиксированы у «Мегафона» – по данным системы радиоконтроля, он обеспечивает связью 94 процента общей протяженности федеральных автомагистралей (25,9 из 27,7 тысячи километров). Второе место занял «МТС» (91 процент), третье – «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн» – 85 процентов). А вот сеть альтернативного оператора «Теле2» доступна всего на 40 процентах протяженности автодорог. Это объясняется в первую очередь отсутствием у оператора лицензий на предоставление услуг связи во многих субъектах Федерации (в том числе в Москве и Московской области, ряде областей Приволжья, Сибири и Дальнего Востока).
Схожая ситуация наблюдается и на исходящих из Северной столицы магистралях. Абоненты всех компаний могут пользоваться мобильным телефоном на всей протяженности трассы М-11 (Санкт-Петербург – Ивангород). Операторы «большой тройки» почти полностью обеспечивают связью магистраль М-10 «Россия» (Москва – Санкт-Петербург – Выборг – граница с Финляндией), небольшую «дыру» на ней эксперты обнаружили у «МТС». Сеть «Теле2» покрывает эту дорогу только на территории Ленинградской, Новгородской и Тверской областей (работать в Московской оператор не может из-за отсутствия лицензии). Хуже ситуация на трассе М-18 «Кола (Санкт-Петербург – Мурманск – граница с Норвегией) и М-20 (дорога на Псков и Беларусь) – на значительной их доли не ловится сигнал даже «МТС» и «Билайна».
В то же время в Роскомнадзоре отмечают, что в IV квартале минувшего года все операторы подвижной радиотелефонной связи существенно улучшили покрытие федеральных трасс. Так, сеть «Мегафон» установила базовые станции и обеспечила связь на 1,4 тысячи километров, «Билайн» – 1,3 тысячи, «МТС» – 1,2 тысячи, «Теле2» – 273 километра.
Одна из основных целей проводимых надзорным органом исследований – внедрение систем экстренного вызова оперативных служб с использованием спутниковой навигации «ЭРА ГЛОНАСС». Уже вступивший в силу федеральный закон предусматривает установку специальных «тревожных кнопок» на все легковые и грузовые автомобили, что позволит в случае аварии передавать оперативным службам сигнал бедствия и координаты происшествия. Однако реализация такой программы возможна только при наличии на всем протяжении автодорог (причем не только федерального значения) доступа к услугами мобильного связи, в том числе передачи данных GPRS или 3G.