Районный суд проявил неожиданную независимость от Следственного комитета, выпустив под домашний арест обвиняемого в резонансном преступлении - покушении на бизнесмена Марка Балазовского. Следственный комитет и прокуратура показали, как они умеют настоять на своём: горсуд продлил арест, не обращая внимания на то, что районный суд уже изменил его на другую меру пресечения. Корреспондент «Фонтанки» оказался в центре спектакля под названием «Кто тут главный».
Первый независимый
25 ноября 2013 года известный петербургский адвокат Сергей Афанасьев одержал очередную победу. Василеостровский районный суд Петербурга выпустил под домашний арест его клиента Николая Архарова. Судья Юрий Гершевский совершил очень неожиданный для нашей судебной системы поступок – Архаров обвиняется в организации покушения на Марка Балазовского в декабре 2012 года. Более того, Архаров ни в чём не признаётся и со следствием сотрудничать категорически отказывается – любой юрист подтвердит: с таким «диагнозом» из следственного изолятора выходят только после оправдательного приговора суда.
Но судья Гершевский руководствовался не сложившейся практикой, а Уголовно-процессуальным кодексом: сама по себе тяжесть предъявленного обвинения не может быть причиной ареста.
Доказательств того, что Архаров продолжит заниматься преступной деятельностью или будет оказывать давление на потерпевших и свидетелей, следователь Главного следственного управления СК РФ по Петербургу Дмитрий Селедков представить не смог.
Домашний арест, равно как и обычный – в следственном изоляторе, – засчитывается в будущий срок. Но, как говорится, почувствуйте разницу.
25 ноября Сергей Афанасьев вполне обоснованно чувствовал себя победителем, хотя понимал: ни Следственный комитет, ни прокуратура такого не стерпят. Но адвокат знал: закон даёт 3 дня на подготовку апелляционных жалоб и ещё несколько дней на ознакомление с ними сторон и подготовку возражений. Потом апелляция, на которую Николай Архаров должен был отправиться из дома, хотя и со специальным браслетом на ноге. Ведь срок ареста заканчивался 27-го, соответственно, 28-го обвиняемого обязаны были отпустить домой в сопровождении сотрудников ФСИН, отвечающих за исполнение домашнего ареста.
Несмотря на весь свой опыт, адвокат не оценил глубину обиды, нанесённой силовым ведомствам.
Адвокатов для вас нет!
27 ноября мы с Сергеем Афанасьевым общались несколько раз. Утром он удивился: ему стало известно, что прокуратура уже подготовила и направила в горсуд апелляционное представление. В середине дня он был в шоке: ему звонил следователь, звонили из суда и просили срочно прибыть к 15 часам на заседание апелляционной коллегии по уголовным делам.
- Вы понимаете, что такого не может быть! – возмущался он по телефону. – У нас 3 дня только на подготовку жалоб, ни я, ни Архаров в глаза не видели представления прокуратуры – как мы можем выходить в суд?
Сергей Афанасьев и два других адвоката Николая Архарова бойкотировали процесс – категорически отказались на него идти, о чём заявили и следователю, и работникам суда, и «Фонтанке».
Противостояние усугубилось настолько, что суду не удалось пригласить на слушание апелляционной жалобы другого адвоката по назначению – видимо, случайно во всём Петербурге не оказалось ни одного свободного.
Адвокатское сообщество таким образом выразило своё отношение к происходящему.
Судье не повезло
Уголовная канцелярия Санкт-Петербургского городского суда направила корреспондента «Фонтанки» в зал № 45. Он оборудован видеоконференцсвязью, и там обычно слушаются апелляции арестов – чтобы не этапировать арестованных, а позволить им участвовать в заседаниях из специально оборудованных помещений в следственных изоляторах.
Но из зала № 45 автора этих строк отправили в зал № 37 – выяснилось, что Архарова привезли лично. Пока ожидался процесс, в коридоре были люди, похожие на оперативников. Наверное, если бы городской суд поддержал независимость районного, Архарова бы попросту задержали по какому-нибудь другому эпизоду. Впрочем, сотрудница ФСИН, отвечающая за домашние аресты, была готова к тому, что обвиняемого отпустят прямо сейчас – она сопроводила бы его до дома и установила бы там специальное оборудование.
Но в самом сложном положении оказалась судья, которую поставили перед необходимостью вести такой процесс без адвокатов. И судья нашла совершенно неожиданный выход из безвыходной ситуации – будущее покажет, насколько он соответствует действующему законодательству.
Кто тут независимый?
Процесс начался с того, что судья заявила: рассмотрение апелляционного представления прокуратуры в принципе исключено, потому что без участия защитников такого не может быть. После этого она предложила высказаться следователю и прокурору. Следователь уныло подтвердил: мол, да, рассматривать представление сейчас нельзя – это будет незаконным при любом результате. Но отпускать его домой тоже, по мнению следователя, нельзя ни в коем случае.
Прокурор проявил гибкость: дескать, вы, ваша честь, представление и не рассматривайте – вы только продлите обвиняемому арест на недельку. А мы тем временем соблюдём все требования УПК: ознакомим адвокатов и обвиняемого с апелляционным представлением и проведём судебный процесс в предусмотренные законом сроки.
И суд это ходатайство удовлетворил – что выглядело не меньшей неожиданностью, чем всё остальное. Ведь, городской суд без адвокатов продлил срок ареста обвиняемому после того, как районный суд изменил этот арест на другую меру пресечения. До окончания срока ареста, в соответствии с постановлением Василеостровского районного суда, Николаю Архарову оставалось 6 часов.
Адвокат Сергей Афанасьев заявил «Фонтанке»: такая процедура процессуальным законодательством вообще не предусмотрена. Он попытается оспорить постановление Санкт-Петербургского городского суда, что станет уроком для всех, потому как покажет, какой орган власти в нашем городе имеет фактическое право на независимость.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»