Почти все операторы сотовой связи заявили об ужесточении мер борьбы с нелегальными рассылками SMS-рекламы. Правда, иногда желающим оградить себя от навязчивых сообщений абонентам предлагается доплатить за спокойствие. Надзорные органы жалуются на несовершенство законодательства и пытаются уклониться от жалоб недовольных петербуржцев.
Спам-рассылки – чужим здесь не место
По действующему законодательству, отправлять рекламные сообщения можно, только получив предварительное согласие абонента на получение такой информации. Причем вина рекламораспространителя как бы презюмируется: он должен доказать, что направлял SMS только «согласным».
Любое нарушение таких требований грозит отправителю рассылок аж полумиллионным штрафом, но только привлечь виновных к ответственности удается крайне редко. «При получении рекламы посредством SMS или электронной почты, где в качестве отправителя указан буквенный или буквенно-цифровой адрес отправителя (на латинице), установить фактического распространителя сообщения чрезвычайно сложно, даже посредством привлечения операторами к поиску собственных служб безопасности и правоохранительных органов», – констатируют в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (УФАС).
Такая безответственность стимулирует спамеров: по оценкам сотовиков, объем нелегальных рассылок только за два последних года вырос почти в тысячу раз. Причем чаще всего они отправляются на «чужие» сети. Такая тактика защищает операторов от претензий своих клиентов: «стрелки переводятся» на конкурентов. Например, по утверждению «МТС», 98 процентов SMS мошеннического характера и спама в настоящее время поступают ее абонентам от SMS-центров других операторов связи.
Великий ноябрь
За последние две недели сразу два оператора – «Мегафон» и Tele2 – заявили о полной блокировке сообщений, поступающих с «чужих», не идентифицированных коротких цифровых и буквенно-символьных номеров. «Это позволит нам оградить клиентов как от рекламного спама, так и от мошеннического, который может нанести им существенный финансовый ущерб», – пояснили новую политику в пресс-службе «Мегафона».
Их конкуренты пока не пошли на такие меры. Например, ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн») ограничилось блокировкой сообщений только с номеров, на которые поступают жалобы абонентов, за октябрь оператор внес в «черный список» более 300 буквенно-цифровых номеров. «Нами достигнута договоренность с крупнейшими SMS-агрегаторами об объединении усилий по борьбе со спамом. Общая задача – создать единую базу данных спамеров, для того чтобы недобросовестные рассыльщики не могли бы оперативно переподключаться от одного агрегатора к другому», – говорит пресс-секретарь петербургского филиала компании Мария Георгиевская.
Отправить претензию на спам могут и клиенты «МТС»: в компании убеждены, что «запуск новых сервисов позволит компании более чем десятикратно увеличить число блокируемых спам-SMS с коротких и буквенных номеров».
Деньги не пахнут
Однако некоторые эксперты считают, что закрывая доступ к своим сетям от «чужеродных» сообщений, операторы стремятся увеличить собственные доходы, в том числе за счет легальных рассылок. По оценке экспертов агентства J’son&Partners Consulting, «генератором» SMS-трафика в России являются разнообразные услуги информирования и оповещения, набирает популярность SMS-банкинг – при помощи сообщений абоненты оплачивают счета и следят за состоянием своего счета, увеличились количество транзакций и общий оборот рынка по оплате сервисов и услуг с помощью SMS-банкинга. К тому же с 2014 года информирование обладателей пластиковых карт обо всех списаниях может стать обязательным.
В Tele2 не скрывают, что блокируют рассылки только с коротких номеров, владельцы которых не заключили договор с оператором или с «доверенным» SMS-агрегатором. «Этот шаг позволит пропускать весь трафик через системы Tele2, обеспечивающие качественную фильтрацию сообщений и максимальную защиту абонентов. "Tele2 Россия" уже заключила договоры с SMS-агрегаторами, на долю которых приходится более 90 процентов всех легальных рассылок (уведомления из банков о состоянии счета, сообщения о прибытии такси и тому подобное). Для того, чтобы переход на более совершенную систему защиты произошел максимально комфортно для абонентов и их интересы не пострадали, компания заранее проинформировала всех партнеров об изменении правил», – отмечают в компании.
По мнению Марии Георгиевской, в сегодняшних условиях заключение прямого договора на оказание услуг по рассылкам SMS – лучший способ выполнить свои обязательства для организаций и банков, которые добросовестно отправляют сообщения по просьбе или с согласия клиентов. «Оператору приходится не только внедрять дорогостоящие системы защиты, но и инвестировать в технические средства, обеспечивающие своевременную доставку банковского SMS-трафика, растущего в геометрической прогрессии», – поясняет она.
Впрочем, сотовые компании не прочь «подхалтурить» и на рекламных рассылках, не гнушаясь и спама. Например, в рамках услуги «Бизнес-SMS» любой корпоративный клиент Tele2 (в том числе индивидуальный предприниматель или фирма-однодневка) может через выделенный самим оператором шлюз «веерно» отправлять десятки и сотни тысяч сообщений. Цена вопроса – от 10 копеек за SMS, причем никакой ответственности оператор не несет – ни перед абонентами за использование шлюза для рассылки спама, ни перед самим заказчиком, если оплаченные сообщения не попадут всем пользователям того же «Мегафона», который «забанил» входящий поток от «чужаков».
Хотя использовать такой сервис легально работающему бизнесу рискованно: жалобы абонентов могут привести как минимум к блокировке, а максимум – к наложению штрафа. Значительно проще воспользоваться услугами специализированных спамерских контор. Например, фирма, именующая себя «SMS-дело», обещает за 3800 рублей отправить сообщения 10 тысячам абонентов. Правда, без возможности сделать выборку по каким-либо критериям (таргетинга) – номера выбираются хаотично. «Мы договора не оформляем, так что к вам претензий не будет, – пояснила менеджер фирмы. – Если будут звонить – говорите, что понятия не имеете, и ссылайтесь на рекламное агентство. У нас пока проблем не было».
Заплати за спокойствие
На практике абоненты того же «Мегафона» и Tele2 продолжают получать спам, только теперь рассыльщики отправляют его с длинных номеров. Блокировать всех оператор не вправе.
Недовольным клиентам сотовые компании предлагают воспользоваться сервисом «черный список»: добавленные в него номера также будут заблокированы. «Задача Tele2 – надежно защитить абонентов от SMS-спама, предоставив им возможность гибкой настройки входящего трафика. Абонент вправе сам решать, что для него спам, а что – нет», – говорит Павел Чунихин, директор по продуктам "Tele2 Россия".
Однако нередко за возможность «выбора» нужно платить. В том же Tele2 включение в «черный список» каждого номера обойдется в 1,50 рубля, даже если такой номер был выделен самим оператором бизнес-партнеру и используется последним для рассылки спама. «МТС» позволяет своим абонентам за 45 рублей в месяц включить в «черный список» до 300 нежелательных отправителей.
Альтернативный и формально бесплатный способ хотя бы побороться со спамерами – жаловаться на рассылки в УФАС, которое вчера опубликовало на своем сайте специальную инструкцию для недовольных горожан. К «челобитной» чиновники требуют приложить фотоснимок рекламного сообщения с экрана мобильного телефона (обязательно должны быть видны дата и время получения), детализированную выписку от оператора (выдается за плату), копию договора с ним и ряд других документов.
Часть вины надзорный орган, как и сотовые компании, перекладывает на самих абонентов. Например, одним из каналов формирования формально законных списков рассылок являются платежные терминалы. «При оплате услуг мобильной связи в терминалах (например, «Новоплат», QIWI) абонент, согласно условиям оказания услуг, размещенным в разделе «Информация», автоматически дает согласие на обработку своих персональных данных и их использование для рассылки SMS-рекламы. Во избежание получения SMS-рекламы лучше использовать другие способы осуществления платежа», – рекомендуют в УФАС.
Кроме того, часто граждане опрометчиво указывают свой номер в различных анкетах на оформление дисконтных карт и так далее, соглашаясь получить информацию об акциях, скидках и другие сообщения. Такое же согласие в заключаемых с клиентами договорах навязывают многие банки, страховые компании и иные вполне уважаемые участники рынка.
Ранее по теме
Непобедимый SMS-спам
Павел Нетупский,
«Фонтанка.ру»