Чем больше платят учителям, тем лучше результаты их учеников. Тем не менее, во многих странах, даже в Финляндии, которая находится на втором месте рейтинга PISA*, люди считают, что учителя заслуживают большей зарплаты. Дело в том, что улучшение оплаты и условий труда само по себе не решает проблему статуса учителя. Если в стране преподавание не престижно, то деньги будут недостаточным стимулом. Такой вывод был сделан в ходе исследования "Глобальный индекс уважения учителей", проведенного фондом Varkey Gems Foundation среди 21 государства.
Оценка уважения к учителям проводилась по таким критериям, как социальный статус учителя; отношение родителей к желанию детей стать педагогом; уровень уважения детьми своих учителей; оценка зарплаты работников образования; уровень доверия учителям и системе образования. Исследователи опросили 1000 человек в каждой стране об их отношении к труду педагога.
Географический разброс государств в исследовании достаточно большой, однако первые места в "Индексе уважения к учителям" уверенно удерживают азиатские державы (Китай, Турция, Южная Корея, Египет, Сингапур). В первой пятерке только одна европейская страна - Греция (на втором месте). Финляндия на 13 месте, впереди Германии и Японии, однако позади США и Англии. В самом конце рейтинга находится Израиль.
Международные тенденции таковы:
1. Население большинства стран считает, что труд учителя должен
оплачиваться в зависимости от результатов его учеников. В Финляндии и США этот показатель самый высокий - 80%.
2. Две трети стран считают, что труд учителя ближе к профессии
социального работника, тогда как китайцы уверены, что работа педагога по статусу похожа на труд высококвалифицированного врача. Американцы ответили, что учитель - это кто-то вроде библиотекаря.
3. Существует прямая зависимость от высокого статуса учителя в
обществе и желания родителей, чтобы их дети пошли в эту профессию. Так в Китае 50% опрошенных родителей хотели бы видеть своих чад в системе образования, тогда как в Израиле - это всего восемь процентов. В Финляндии 30% респондентов заявили, что не хотели бы, чтобы их дети пошли в учителя, и только 20% ответили утвердительно, большинство просто воздержалось.
4. В европейских странах более половины опрошенных считают, что
ученики не уважают своих учителей. В Китае ситуация строго противоположная.
5. Однако на вопрос оценить уровень доверия педагогам от 1 до 10 финны указали наиболее высокие баллы из всех, израильтяне поступили ровно наоборот.
6. В Финляндии, Сингапуре и Южной Корее высокий конкурс на профессию учителя – около 10 человек на место.
Зарплата финского учителя составляет, в среднем, 28 780 долларов в год, по международным тестам у Суоми второе место. Больше всего педагоги получают в Сингапуре - около 45 тысяч долларов (при лучших показателях в международных тестах), и в США всего на тысячу меньше (12 место в тестах). Меньше всего зарплата у работников образования в Египте - 10 тысяч долларов.
См. полный текст исследования (английский язык).
*PISA (Programme for International Student Assessment) - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - тест, оценивающий грамотность школьников в возрасте 15 лет в разных странах мира и их умение применять знания на практике. Проходит раз в три года.
Евгений Богданов