На въезде в Ленобласть в районе посёлка Янино-1 на следующей неделе начнётся косметический ремонт пяти километров Колтушского шоссе. Стоимость – 60 миллионов рублей. Причина – худшая транспортная артерия региона. Власти и бизнес опять не надеются на положительный эффект. Во всем виноваты грузоперевозчики, уверены чиновники.
Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области планирует в понедельник, 29 июля, приступить к очередному некапитальному ремонту дорожного покрытия на участке со второго по седьмой километр Колтушского шоссе. Реализовывать желания комитета будет ООО "Норд Строй Транс". Компания победила на конкурсе, прошедшем 8 июля 2013 года в борьбе за три лота. Один из которых – участок выезда из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область с проспекта Косыгина. Финансовая составляющая работ оценена в 60 миллионов рублей за пять километров пути.
Напомним, что в этом месте путь в область, и, соответственно, в город, проходит через поселение Янино-1. Дорога напоминает несведущим и случайным водителям киноленты с участием военных полуторок. Впрочем, привычные тоже не стесняются в выражениях – адресуют идиоматические пассажи госведомствам и дорожным строителям. Эксперты же корректно называют состояние дорожного полотна неудовлетворительным и худшим в сравнении с аналогичными транспортными артериями региона.
47News попытался выяснить, по каким неведомым обывателю причинам один из путей в мегаполис из Ленобласти многие годы находится в столь плачевном состоянии.
10 дормиллов
По сведениям дорожного комитета правительства Ленобласти, некапитальный ремонт вышеуказанного отрезка Колтушского шоссе проводился за последние пять лет три раза. В 2007 году специалисты компании "Дорожник 92" латали тракт на участке с 4 по 7 км. В 2008 году им на смену пришли рабочие ЗАО "Спецдорстрой" – они занимались "лечением" полотна со 2 по 5 километры, а финишировали дорожники из компании ГСК – им достался участок с 7 по 10 км. Итого, почти за 13 километров дороги Ленобласть за три года выложила 130 млн рублей. Или по 10 млн за 1 километр. Поскольку гарантийный срок на верхний слой асфальта составляет 4 года, было решено приступить к очередному этапу оздоровления мучившегося шоссе.
Напомним, что сейчас будут ремонтировать отрезок, начиная с отметки в 2,1 км от Санкт-Петербурга, до точки в 7,29 км в области. Специалист дорожного комитета Ирина Мальцева уточнила 47News характер цифр: "Речь идет не о капитальных работах".
Сумма спецформул
По словам первого заместителя комитета по дорожному хозяйству Алексея Рылеева, причины плохого состояния дорожного покрытия на этом отрезке почти идентичны общеобластным затруднениям: "На лицо недофинансирование отрасли. Денег в бюджете не хватает."
Вторым, более весомым фактором, руководитель считает поведение участников рынка: "Операторы перевозок обязаны не перегружать машины. А в случае необходимости оформлять разрешение на перевозку грузов весом более 40 тонн и заплатить деньги в дорожный фонд, из которого те целиком идут на ремонт дорог."
47News выяснил, что за разрешение перевозчик должен заплатить государственную пошлину в размере 1000 рублей и сумму, рассчитанную по специальной формуле, утвержденной Минтрансом. Переменные формулы включают вводные километража и тоннажа, габаритов и еще ряд специфических параметров.
"К сожалению, все наши призывы к перевозчикам соблюдать нормы и правила, а также пополнять дорожный фонд, остаются не услышанными, – сетует Рылеев. И приводит удручающую статистику: – В Санкт-Петербурге в 2012 году было оформлено 7000 разрешений, которые принесли бюджету города более 30 миллионов рублей. В Ленинградской области за то же время не было выписано ни одного. Это при том, что в области поток большегрузов многократно выше. В случае нормального сбора денег процедура принесла бы субъекту никак не менее 100 миллионов рублей, которые мы, безусловно, направили бы на ремонт дорог".
В заключение первый заместитель дорожного комитета упомянул про усугубляющий фактор – грузовой терминал, расположенный в Янино. С него фуры направляются в город и область, используя изучаемый нами отрезок Колтушского шоссе. И не забыл отметить, что правительство Ленобласти приняло решение развивать сеть стационарных пунктов взвешивания большегрузов для пресечения нарушений.
Прокурорские попытки
Как стало известно 47News, ситуацией на Колтушском шоссе уже интересовалась Всеволожская городская прокуратура. В апреле 2013 года, на основании многочисленных обращений граждан, надзорным ведомством была проведена проверка состояния автомобильной дороги "Санкт-Петербург – Колтуши" на участке с нулевого по восьмой километры, которая выявила множественные разрушения дорожного покрытия, требующие неотложного ремонта. По ее результатам во Всеволожский городской суд был направлен иск об обязании Всеволожского ДРСУ и комитета по дорожному хозяйству Ленобласти обеспечить надлежащее состояние дороги. Которые в июле 2013 года были полностью удовлетворены. По всей видимости, настойчивость прокуроров также сыграла роль в скорейшем проведении конкурса на ремонт дороги.
Воспоминания об аргументах
47News обратился за разъяснениями диспозиции к заместителю Всеволожского дорожного ремонтно-строительного управления (государственная компания, подчиняющаяся непосредственно дорожному комитету) Юрию Колотыгину.
По словам чиновника, Колтушское шоссе является самым загруженным участком предгородской дорожной сети. "А все фуры идут с перегрузом – основное тело дороги (нижний слой ) не рассчитано на такое давление, – и добавил любопытное: – три года назад рассматривалась программа реконструкции интересующего вас участка. В проекте было все красиво: четыре полосы, пешеходные дорожки, освещение, – все по-людски. Но недофинансирование сыграло свою пагубную роль. Проект канул в лету", – грустно закончил заместитель. В заключение Колотыгин добавил, что ДРСУ занимается именно содержанием дороги, а не капитальными работами по переукладке основы полотна. И запланированные на конец месяца работы будет также касаться только косметического ремонта.
Статистические данные, предоставленные дорожным комитетом, позволили 47News посчитать, что содержание одного километра дороги Колтушского шоссе обходится примерно в 190 тысяч рублей в год. Исходя из этой суммы, и принимая во внимание чисто российские издержки, становится понятно, почему Колтушское шоссе выглядит, как минимум, непрезентабельно.
Всё будет
47News попытался связаться с дорожниками, которые участвовали в спорадических проектах реанимации многострадального участка. Телефоны указанные на сайте ЗАО "Спецдорстрой" молчали, а в пресс-службе компании ГСК девичий голос рассказал о запрете комментировать произвёденные работы без участия генерального директора.
Топ-менеджер компании "Дорожник 92", более не работающий в компании, но заставший ремонт на Колтушском шоссе, объяснил, что дороге давно необходим капитальный ремонт. "Нагрузки превышены в десятки раз. Для достижения приемлемого результата без снятия полотна, и, соответственно, без полного закрытия шоссе, не обойтись."
Самым оптимистичным оказался заместитель генерального директора компании "Норд Строй Транс" (которой только предстоит участие в судьбе шоссе) Филипп Николаев. "На следующей неделе выходим на объект. Конечно, в нашем проекте не заложены запредельные нагрузки, мы руководствуемся ГОСТом. Но всё будет хорошо", – обнадежил он.
Молчание и покровы
Поскольку непосредственных виновников торжества – многотонные фуры – по распорядку должны отлавливать в ГИБДД, а выходить на них в рейды, как показалось 47News, – сотрудники Роспотребнадзора, мы связались с этими ведомствами.
По телефонам Всеволожского ГИБДД в течение дня, по обыкновению, просили перезвонить позже. Но корреспонденту удалось узнать, что за перегруз водителю фуры грозит лишение прав, а организации-владельцу – штраф до полумиллиона рублей.
В Роспотребнадзоре глава ведомства Валерий Новацкий с нескрываемым удовольствием сообщил, что хотя бы эта тема их не касается. И перенаправил вопросы в Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Руководитель отдела автотранспортного и автодорожного надзора этого ведомства Николай Колмогоров сорвал покровы и рассказал об истоках: "Ситуация в дорожном строительстве ухудшается с каждым годом. Катастрофически снижается контроль за качеством работ, районные ДРСУ не выполняют свои функции. В отрасли колоссальное недофинансирование, – отметил он и продолжил о корпоративном. – С нашего ведомства 1 июля были сняты функции по экспертизе дорог районного значения (к ним относится Колтушское шоссе). Теперь дорожный комитет будет сам планировать, исполнять и контролировать ход работ", – с возмущением добавил Колмогоров.
Также чиновник сообщил, что сейчас региональные дороги строятся, исходя из требований ГОСТа от 1993 года, в которых прописана нагрузка на одну ось грузового автомобиля в 6-8 тонн. Тогда как реальная доходит до 20 тонн*. Сыграла свою роль и неопределённая ситуация с затянувшимся переходом от ГОСТов к техническим регламентам. Идея как всегда была не плоха, но подвела реализация", – закончил Колмогоров.
Основная карусель
47News поинтересовался мнением стороны, подвергающейся обструкции, – операторов большегрузных фур. Но, к сожалению, никто из руководителей таких компаний, до кого удалось дозвониться корреспонденту, не пожелал выступить за защиту корпоративных интересов.
Лишь один из опрошенных, имеющих отношение к этому бизнесу, генеральный директор компании "7 деталей" Константин Костин дал исчерпывающий ответ: "Основная проблема – это коррупция. Если одна компания договорилась с ГИБДД, то она неминуемо влияет на ценообразование на местном рынке. Другим приходится либо тоже договариваться, либо надеяться на удачу и платить штрафы. Дорожники тоже в выигрыше – недоуложенную подушку дороги, и, как следствие, её разрушение можно списать на фуры. А чиновники закатывают глаза и просят ещё денег. Всем выгодно, кроме конечного потребителя перевозимых товаров. За всю эту карусель платим мы с вами", – с сожалением добавил Костин.
Справка
Проблема перегруза фур присутствует не только в России. В разных странах с ней борются различными методами. Например, в Голландии внедрена система датчиков, вшитых в дорогу, которые во время движения по ней грузовика взвешивают его и автоматически посылают данные в полицию, в которой не менее автоматически они преобразуются в штраф. А в Финляндии разрешённая длина автопоездов достигает 30 метров, но нагрузка на каждую ось строго регламентирована. В целом же опрошенные эксперты указывают на единственную возможность прекратить "вольную" грузовиков – большие штрафы и их непреложное взимание с нарушителей. В рамках чаяний автолюбителей, ежедневно проезжающих злополучный участок, и вышеизложенного, 47News предлагает набраться водителям терпения. И, возможно, воспитать его в своих детях.
*По подсчётам областного правительства, из-за большегрузов на территории Ленобласти за последние три года повреждено более 344 километров автомобильных дорог. Для того, чтобы их восстановить, требуется, по подсчетам правительства, 2 миллиарда 522 миллиона рублей.