Московские авиадиспетчеры - члены профсоюза уверяют: отказ работодателя выполнять решение суда довел ситуацию с невыплатами по сверхнормативным работам до "итальянской забастовки". Что помешало им парализовать небо над столицей и не только, узнала "Фонтанка".
Задержки по индексации зарплаты заставили авиадиспетчеров обратиться в суд, и им удалось выиграть спор. Госкорпорация выполнять предписание судьи отказалась. Диспетчеры решили идти на крайние меры и устроить забастовку, что грозит параличом авиаперелётов.
Устроить «итальянскую забастовку» авиадиспетчеры решили после нескольких лет ожидания реакции работодателя на свои обращения. История началась ещё в 2011 году, когда они обратились во ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» с просьбой проиндексировать зарплату. Реакции не последовало.
«Потом мы написали заявление в трудовую инспекцию, - рассказал председатель федерального профсоюза авиадиспетчеров московского центра Андрей Булин. - Там наше обращение посчитали законным. Однако Госкорпорация вновь не отреагировала. Обратились в Росавиацию, но те решили самоустраниться. Мы подали в суд и выиграли. Это было уже в 2012 году. Но даже предписание суда работодатель решил не замечать».
Чтобы привлечь внимание руководства, работники решились пойти на крайние меры. Вариантов было два: либо устроить полноценную забастовку, отказавшись выполнять свои обязанности. Но в этом случае можно было легко лишиться места работы. Другой, с юридической точки зрения более безопасный способ – «итальянская забастовка».
По словам одного из московских авиадиспетчеров (он попросил не называть его имя, опасаясь репрессий со стороны руководства), решение поддержали многие сотрудники: «Суть итальянской забастовки в буквальном исполнении должностной инструкции. Для нас это документ от 1986 года, где указано, что авиадиспетчер одновременно должен обслуживать не более 6 воздушных судов (ВС). На практике же на каждого из нас приходится от 15 до 18. Если мы начнем работать строго по документам, то пропускная способность московской воздушной зоны упадет на 60%».
Он пояснил, что во время такой забастовки заступающая смена авиадиспетчеров объявляет, что «начинает работать строго по документам». Вводятся ограничения на вылет из 3 основных аэропортов столицы. Если Москва уменьшит пропускную способность, то по принципу домино это автоматически повлияет на авиатрафик в соседних секторах. Самолеты начнут скапливаться на западе в Санкт-Петербургской, Минской, Киевской, с юга в Ростовской, с востока в Казанской, с севера в Вологодской воздушных зонах. Тем, в свою очередь, придется также ввести ограничения на полёты, что затронет ещё больше воздушных секторов. Москва сможет принимать ВС только когда разгрузит свой сектор.
К авиакатастрофам это, конечно, не приведёт. По инструкции, если на борту остаётся мало топлива, то экипаж может объявить нештатную ситуацию – «мэйдей». В этом случае у него будет приоритет «на прилёт». Такая ситуация типична для Внуково, когда туда прилетают литерные борта с первыми лицами государства.
«Недавно такой случай был с бортом авиакомпании «Россия», который прилетел из Петербурга. Им лететь всего 45 минут, обычно они заправляются в Пулково на «туда и обратно» - 2 часа 30 минут. Самолет провел в московской воздушной зоне всего 1 час 45 минут и уже объявил «мэйдей», - рассказал один из московских авиадиспетчеров.
Однако бастующие авиадиспетчеры могут существенно повлиять на расписание рейсов. По их словам, сейчас в часы пик во Внуково задержки рейсов составляют порядка 2,5 часов. Забастовка увеличит их вдвое. При этом авиадиспетчеры выразили готовность бастовать не один день, а «до победного конца». По их мнению, постепенно авиакомпаниям придётся ввести внутренние ограничения на полёты, и объём авиаперевозок сократится.
Впрочем, какой-то реакции от работодателя всё же удалось добиться. После заявления о грядущей забастовке, Федеральная служба по труду и занятости созвала срочное совещание. Оно началось в 16.00 и продолжалось до 23.00. По словам источника, на нём присутствовали представители Госкорпорации по организации воздушного движения, президент Федерации профсоюзов авиадиспетчеров России Сергей Ковалёв и руководитель Федеральной службы по труду и занятости Всеволод Вуколов.
По итогам было решено, что работодатель перечислит 107 млн рублей в корпоративный пенсионный фонд. Из него начисляются надбавки (около 2-3 тыс. рублей) к пенсии сотрудников. Кроме того, был продлен период повышенного премирования для службы движения Московского центра управления воздушным движением с 1 мая по 30 сентября. Наконец, будет создана специальная комиссия, в состав которой войдут представители Госкорпорации и профсоюза авиадиспетчеров, по улучшению единой системы оплаты труда.
«В какой-то степени это победа, - считает Андрей Булин. - У нас зарплата состоит из многочисленных надбавок. Если даже мы добьёмся повышения зарплаты сегодня, то возможно, что через 3-4 месяца работодатель сможет вернуть себе все расходы. Сейчас мы добились самого главного – установился диалог с работодателем».
Впрочем, с «Фонтанкой» начальник организационного отдела ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения» Николай Ивашов общаться отказался: «Мы сейчас вообще никак никому не комментируем ситуацию с московскими авиадиспетчерами». В Росавиации также не пожелали общаться на эту тему.
По словам одного из авиадиспетчеров петербургской воздушной зоны (он также пожелал сохранить анонимность), множество недовольных есть и в Северной столице: «У нас тоже был прецедент лет 5 назад, когда мы обращались в прокуратуру с просьбой разобраться в условиях труда. Нам тогда приходилось обслуживать гораздо большее количество воздушных судов, чем значилось в нормативе. В документе говорилось, что на каждого авиадиспетчера на позиции контроля должно быть не более 5 бортов, на позиции подхода – 7. Руководители, узнав о нашей активности, взяли и за один день переписали норматив. Какой сейчас норматив – вообще никто не знает». Он заметил, что «если Москва начинает «бузить» – то отражается на всей стране».
На этом фоне весьма любопытна победа в суде Шереметьевского профсоюза лётного состава. «Ура, мы выиграли суд! Всем пилотам авиакомпании выплатят ночь и вредность за 17 месяцев», - написал в своём twitter представитель профсоюза Рубен Яблоков. Следом за этим появилась информация об успехах профсоюза бортпроводников, который смог добиться сокращения рабочей недели с 40 часов до 36. «Страшно представить, какую сумму сверхурочных для 4000 б/п должна выплатить авиакомпания», - рассуждают авиаторы в twitter.
Андрей Меньшенин, для "Фонтанки.ру"