Принятый закон о защите абонентов от SMS-мошенничества содержит много неопределенностей, которые могут привести как к необоснованным расходам для операторов связи, так и нарушению прав самих потребителей. К такому выводу пришли эксперты Минэкономразвития и участники рынка.
Разработанный группой депутатов Госдумы законопроект предусматривал, что операторы сотовой связи вправе списывать плату за предоставляемые сторонними контент-провайдерами услуги только со специальных счетов абонентов, открытых по их заявке для таких целей. Также устанавливалось, что оказание контентных услуг допускается при совершении действий, «однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг».
В ходе проведенных публичных консультаций участники рынка и эксперты Министерства экономического развития РФ указали на неопределенность многих норм. Например, как оценивать волеизъявление абонента, если сам мобильный телефон передан им третьему лицу или номер зарегистрирован на компанию и находится в пользовании у сотрудника? Можно ли рассматривать как согласие отсутствие ответа абонента на предложение контентной услуги (например, посредством SMS-сообщения)? Сами операторы жаловались на дополнительное время и материальные издержки, необходимые для модернизации существующих ИТ-систем.
Критически к документу относится и президент НП «Национальный платежный совет» Андрей Емелин. По его мнению, из закона не ясно, когда должны открываться специальные счета, не определен их правовой статус и т.д. Все это может привести к неопределенности и возникновению спорных ситуаций.
Напомним, что специальный закон о защите абонентов от навязываемых контент-услуг, одобренный Советом Федерации 10 июля, был принят меньше чем за три месяца, хотя его вступление в силу отложено на 1 мая 2014 года.