Нарушители вступающего в силу 1 июня «антитабачного» закона в ближайшее время смогут избежать санкций. Не изменятся и правила размещения рекламы сигарет.
В целях сокращения спроса на табачные изделия новый закон запрещает их рекламу. Также не допускается раздача сигарет в ходе промо-акций, предоставление купонов на скидки, использование сигаретных брендов при производстве других товаров и т.д.
Однако в Федеральной антимонопольной службе отмечают, что де-факто с 1 июня регулирование рекламы табачных изделий не изменится. Ведь во вступающем в силу Федеральном законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» указано, что запретительные меры осуществляются в соответствии с законом о рекламе. Проект поправок в последний принят Госдумой пока только в первом чтении.
Поэтому в настоящее время, по мнению заместителя руководителя антимонопольного ведомства Андрея Кашеварова, норма о запрете рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей напрямую не применяется.
Также рассматриваемый проект вводит административные санкции за нарушение требований «антитабачного» закона. Например, за курение табака на территориях, в помещениях и объектах, где оно запрещено, на граждан будет налагаться штраф в сумме до 1,5 тысячи рублей, за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака – до тысячи рублей. Продажа сигарет подросткам карается штрафом до 90 тысяч рублей, спонсорство табака – до 150 тысяч, санкции за незаконную рекламу составят до полумиллиона рублей. Такие деяния могут привести к административному приостановлению деятельности организаций-нарушителей на срок до девяноста суток.
Но некоторые нормы вступающего в силу 1 июня закона остаются спорными. Например, помимо рекламы запрещается спонсорство табака – любой вид вклада в любые события и мероприятия, если хотя бы «вероятным результатом» этого является стимулирование продажи табачного изделия прямо или косвенно. Такие требования создают угрозу, например, телекомпаниям, транслирующим (в том числе в прямом эфире) спортивные и иные мероприятия, когда спонсорами самих состязаний или принимающих в них участие команд являются сигаретные бренды. Например, титульным спонсором одного из лидеров гонок «Формулы-1» – команды Ferrari, в течение многих лет был концерн Philip Morris, а на болидах и в название команды красовалась марка Marlboro. Из-за введения «антитабачных» законов в странах Европы и других регионах мира команду вынудили убрать явную, а позже и скрытую (в виде штрих-кода) рекламу сигарет.