Прием заявлений на включение в состав участковых избирательных комиссий закончился. Партии, даже оппозиционные, пока кампанией по формированию относительно довольны. Отдельные нарекания есть, но они несущественны, отмечают политики. Впрочем, опыт столицы показывает — радоваться не стоит, пока не увидишь состав комиссий. Результат может удивить в конце апреля.
Формирование состава участковых избирательных комиссий Петербурга вышло на финишную прямую — 11 апреля закончился набор заявлений от желающих водрузить на себя на пять лет обязанности членов УИКов. Больше от партий и общественных объединений, которые почти месяц направляли своих людей с заявлениями в территориальные избирательные комиссии, ничего не зависит. Теперь им остается только ждать вердикта избиркомов о том, кто прошел в составы, а кто — нет.
Всего в Петербурге сформировано 1818 постоянных УИКов, в каждый из которых должны войти от 7 до 16 членов УИКов с правом решающего голоса. Итого — порядка 26 тысяч. Кроме того, Горизбирком вел набор и в составы кадровых резервов комиссий. На данный момент, по предварительным данным, введеным в систему ГАС «Выборы», в основной состав хотят попасть 20 183 человека, а в резерв — 10 618. Цифры эти еще подрастут — многие, по сложившейся русской традиции, несли документы в последний момент, из-за чего учтены еще не все активные граждане.
Парламентские партии — легко и беззаботно
Как заявил Алексей Пучнин, несмотря на то что обработана не вся информация, тенденции уже понятны. 65% заявлений (11 134) — от партий, парламентских и непарламентских. 5 парламентских пока подали 6490 заявлений, а 13 непарламентских — 4744.
Как ни парадоксально, в этом году глобальных проблем у них при подаче заявок не возникало. Все как один твердили — Горизбирком много разъяснял, все проблемы решили, а мелкие стычки с ТИКами улаживались почти моментально. Стоит отметить, что серьезных противостояний у объединений, что заседают в ЗакСе, быть и не могло. По закону партия, имеющая представительство в парламенте, автоматически получает его и в УИКе — по одному члену с правом решающего голоса в участковый избирком. Если такая партия выдвинула своего человека и правильно оформила документы, ТИК, которая формирует участковые избиркомы, просто не может его не утвердить. Итого перед каждой заксовской партией стояло две задачи — набрать по 1818 человек для делегирования их в УИКи и правильно оформить им документы.
В региональном отделении «Единой России» изъявили желание войти в состав участковых избиркомов более 5 тысяч человек. Среди них были как члены партии, так и ее сторонники. Из них партия набрала 1818 членов комиссий с правом решающего голоса, то есть по одному на каждый участок. И резерв по два человека для каждой участковой комиссии. Никаких проблем у партии власти с представителями Горизбиркома и ТИКов не было.
Порадовал в этом году своей открытостью ГИК «Справедливую Россию». В центральном офисе регионального отделения рассказали, что, «как ни странно», в этом году серьезных разногласий с Горизбиркомом не случилось. «У нас ТИКи приняли все заявления, если где-то чего-то не хватало, нам тут же говорили, мы все исправляли», - рассказали «Фонтанке». Эсеры, несмотря на свою малочисленность (порядка 1500 членов), смогли с подать заявки и на все зарезервированные для них места в УИКах, то есть чуть более 1800 человек, и закрыть полностью кадровый резерв.
По словам начальника штаба КПРФ Анатолия Горюнова, и у коммунистов никаких особых трений не возникало, потому что подготовку к приему партия начала еще за 3,5 месяца. «Поэтому к сдаче документов все задачи были выполнены. Тяжело сказать пока по цифрам, но можно быть уверенным, что основной состав УИКов (1818) мы закроем полностью. Насчет кадровых резервов — не уверен, в некоторых районах у нас только половина необходимых кандидатов», - признался он.
Впрочем, нарекания у коммунистов все же были. «Единственная проблема, которая возникла в ходе подачи заявок, — председатели некоторых ТИКов требовали, чтобы наши заявители сами заполняли анкеты в дополнение к заявлению. Хотя это задача ТИКов. Нельзя сказать, что это вызвало серьезный скандал, но были разногласия, которые мы решили», - признался Горюнов. Если коммунисты и эсеры не скрывают, что прибегали к услугам общественных организаций, таких, как «Наблюдатели Петербурга», то, по словам замкоординатора ЛДПР Сергея Тихомирова, они смогли подать заявки на все УИКИ без помощи посторонних сил: «К знакомым обращались, к родственникам». В Горизбирком жириновцы обратились лишь однажды — с просьбой предоставить информацию. Там их попросили внимательнее присмотреться к официальному сайту комиссии.
Как признался Тихомиров, некоторые заявители от ЛДПР не могли найти свои документы об образовании, которые просили их предоставить в ТИКах. «Люди преклонного возраста не помнили, где они. Они же им не нужны. Но заявления у нас все равно приняли», - отметил он.
А вот петербургское «Яблоко» выдвинуло в участковые избирательные комиссии только 1550 кандидатов, то есть даже не закрыло квоту, определенную ей законом. «Все наши кандидаты – грамотные и активные граждане, главная цель которых – обеспечить соблюдение закона на избирательных участках. Однако, к сожалению, не во всех ТИКах представителям нашей партии были рады», - сообщила член Горизбиркома Ольга Покровская. В частности, в одной из территориальных комиссий у кандидатов потребовали предъявить справки о доходах (что не предусмотрено законом), в другой – заменить копии трудовых книжек, которые были якобы неправильно заверены.
Вся надежда на общественников — тех и этих
Представители парламентских партий на самом деле покрывают лишь небольшую часть составов УИКов — чуть более 7000 представителей из 26 тысяч необходимых, — так как могут выдвинуть только одного члена с правом решающего голоса на комиссию.
Остальных в УИКи набирают по закону от общественных организаций, политических партий, не представленных в ЗакСе, от собраний жителей по месту работы, жительства или учебы. И вот тут, утверждают знатоки, вновь образованные партии проявили поразительную активность — 4744 заявки. Свои заявки подали «Патриоты России», «Коммунисты России», «Партия социальной защищенности», «За справедливость», «Пенсионеры за справедливость» и прочие. Алексей Пучнин объяснил это тем, что если раньше многие желающие подавали заявления от общественных организаций, то теперь у них появился шанс попасть в УИКи через политические объединения. Впрочем, надо отметить, что многие из этих объединений считаются сателлитами партии власти.
Как рассказала председатель политсовета регионального отделения «За женщин России» Тамара Вашутина, только их партия подала порядка 1220 заявок, не прибегая к помощи других общественников. «Это все наши сторонники. Они все идут в УИКи за женщин — за матерей, дочерей. У нас же такая семейная партия, мы за семейные ценности», - отметила она. По ее словам, никаких препятствий им не чинили. Объяснение такого подхода Вашутина видит в молодости партии: «Нас еще мало кто знает. Вот поработаем 5 лет, тогда, возможно, и будут чинить».
Неплохой результат у «Гражданской платформы» Михаила Прохорова. Они подали порядка 600 заявок. Надеются, что хотя бы 200–300 из них будут удовлетворены, то есть их сторонники попадут в основной состав УИКов. «Эксцессов серьезных не было. Впрочем, на одном из ТИКов поставили под сомнение подпись руководителя политического совета Юрия Рыдника. Но мы донесли вторую копию документов, и их приняли», - рассказал председатель регионального исполкома партии Николай Мусолин.
Попадут ли эти партии в УИКи — пока неизвестно. Однако в Петербурге есть организации, которые уверены в успешном прохождении своих кандидатов. В конце марта Федерация профсоюзов Петербурга и Ленобласти заключила соглашение с Горизбиркомом о сотрудничестве, в рамках которого крайне лояльная власти ФНПР пообещала помочь с наполнением состава комиссий. Как заметил глава структуры Владимир Дербин (именно он был организатором нашумевшего митинга в поддержку Путина в Петербурге), контакт с Горизбиркомом у них «нормальный»: «Все, что они просят, стараемся выполнить».
Настораживает, что получить информацию о том, сколько же человек выдвинулись от профсоюзов, оказалось затруднительно. Как пояснил ответственный секретарь организации по политическому анализу Андрей Большев, непосредственно от ФНПР никто не выдвигался. «Пришлось бы запускать довольно большую бюрократическую машину. Людей в УИКи требовалось много, а ГИК должен был их набрать за месяц. Это в Ленобласти все давно подготовили, - отметил он. - Но наши первички очень активно пытались участвовать в процессе, сами выдвигали».
Однако «Фонтанке» не удалось найти те первичные профсоюзные организации, которые якобы предлагали своих кандидатов. Не подтвердили свое участие общественные профсоюзы работников авиационной промышленности, академиков РАН, агропромышленного комплекса и организация работников автомобильного машиностроения. Впрочем, этому может быть объяснение. Как отметил Большев, приносили в ТИК заявления не всегда от профсоюза, а иногда просто от имени собрания по месту жительства или работы. «Иначе казалось бы, что почти все члены УИКов - члены профсоюза», - смеется Большев. По его словам, организация полностью обеспечит не только основной набор УИКов, но и кадровый резерв. «В организации состоит 800 тысяч членов — это вам не шутки!» - добавил он.
Как всегда, активно проявили себя «Наблюдатели Петербурга», зарекомендовавшие себя на прошедших президентских выборах реальной силой. Как рассказал «Фонтанке» координатор организации Дмитрий Наумов, непосредственно от самих «Наблюдателей» подавали заявления в ТИКи около 1100 человек. Впрочем, это без учета тех, кого общественники направили следить за чистотой выборов через партии — их подсчитают позже. У «Наблюдателей», в отличие от партийцев, претензий в целом к кампании набралось больше.
Во-первых, поясняет Наумов, не было утвержденного требования к документам, а разъяснения ЦИКа, который составил желательный перечень документов, носили рекомендательный характер. Поэтому в каждом ТИКе могли по своему разумению требовать то, что им хотелось, — справки с работы, из университета и даже копии студенческого. В одном из ТИКов придрались к датам — заявления люди подписывали обычно фактической датой, а вот в территориальных избиркомах требовали переписать их и поставить дату, когда партии приняли решение о делегировании кандидатов в составы УИКов.
«Конечно, грубых нарушений не было, однако все эти мелкие разногласия, когда приходилось переписывать по несколько раз заявления, сильно затрудняли процесс, - отмечает Наумов и добавляет: - Но мы пока не радуемся. Ведь это только окончание набора заявлений, а вот как именно распределят места — неизвестно».
Всего же общественники представили, по предварительным данным, 1811 заявлений — это в два раза больше по сравнению с президентскими и госдумовскими выборами. Цифра еще серьезно подрастет. Кроме того, на данный момент подсчитано, что 3514 человек, избранных от собрания избирателей по месту работы, учебы или жительства, выразили готовность на пять лет взвалить на себя бремя слежения за выборами
Итого
Окончательные составы УИКов будут известны в конце апреля — когда ТИКи подведут итоги своей работы. "Я сам не участвовал, но, насколько знаю, любой человек мог спокойно подать документы на включение в состав УИКов. Поэтому пока я ничего плохого не вижу", - отмечает политолог Александр Конфисахор. А вот по мнению политолога Евгения Негрова, налицо стремление избиркома к сотрудничеству с близкими к власти организациями, которое является «определенными правилами игры». «Руководство Горизбиркома смотрит в будущее и видит, какие задачи предстоит решать в связи с предстоящими выборами. И власть, и абстрактная, и конкретная, в виде нынешнего руководителя ГИК, будет пытаться решить определенные электоральные задачи, которые с этими выборами буду связаны», - отметил он.
Добавим, что газета «Ведомости» в начале недели опубликовала свое расследование о том, кто вошел в состав УИКов в Центральном округе Москвы. Больше всего — 729 мест (30,5%) — получили парламентские партии. Общественные организации, которым место в УИК вовсе не гарантировано, уступили парламентским партиям всего два очка — 727 мест. Здесь наблюдается большое разнообразие — есть профсоюзы, организации избирателей, инвалидов, ветеранов, афганцев, чернобыльцев, пенсионеров, поисковиков и даже организации с неговорящими названиями вроде «Центр содействия — 2000».
Но, по мнению журналистов, разнообразие это — липовое. Общественные организации, делегирующие своих людей в УИК, чаще всего связаны с партией власти. Так, благотворительная организация «Жизненная помощь инвалидам детства» отправила в УИК ЦАО 14 человек. Ее председатель Любовь Дьяконова — член политсовета «Единой России». Председатель благотворительного фонда «Таганский» (20 мест в УИК ЦАО) Татьяна Троицкая является также учредителем центра эффективного обучения «Шаг за шагом», который получил три госконтракта от городского департамента семейной и молодежной политики примерно на 2,5 млн руб. (проведение фестиваля и конкурсов).
Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"