В Агентстве автомобильного транспорта (Роставтотранс), профильном ведомстве по грузоперевозкам Министерства транспорта РФ, прокомментировали нашу публикацию о тахографах и проблемах, которые видят перевозчики в связи с выходом нового приказа министерства. Позиция ведомства достаточно жесткая: приборы необходимы, а озвученные проблемы – в большинстве своем надуманные.
«На междугородних и международных маршрутах уже не раз случались крупные автокатастрофы с участием пассажирских автобусов, грузовиков и фур. Значительное количество аварий связано с тем, что водители не соблюдают рабочий режим, находясь за рулем без необходимого перерыва на отдых, и управляют транспортным средством в состоянии повышенного утомления. Изменить ситуацию с систематическим несоблюдением режима труда и отдыха водителями можно только с помощью системы тахографического контроля, которая на протяжении многих лет эффективно работает и в Европе и во всем мире. Минтранс России разработал нормативные акты, которые определяют систему применения и использования приборов контроля», – говорят в Роставтотрансе. Ссылаясь на зарубежную статистику дорожных аварий, профильные специалисты отмечают, что после введения тахографического контроля на дорогах Европы, количество подобных ДТП существенно снизилось.
В ведомстве подчеркивают, что различные нормативные документы, направленные на повышение безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, принимались правительством страны на протяжении многих лет неоднократно. «Роставтотранс» напоминает перевозчикам, что в соответствии с Постановлением правительства РФ от 03.08.1996 № 922, «оснащать вновь изготавливаемые автобусы с числом мест более 20 и грузовые автотранспортные средства с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя» было необходимо еще с 1 января 1998 года. Это требование отвечает нормам Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.
«Правительство РФ начиная с 1996 года принимает законы, направленные на внедрение устройств контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей, что происходит достаточно медленно, но это связано с целями снизить затраты бизнеса и достичь повышения безопасности перевозок. Таким образом, начиная с 1996 года, автобусы и грузовики должны были оснащаться тахографами. Если бы это требование исполнялось, то за предыдущие 15 лет на всех автобусах и все грузовиках массой более 15 тонн, находящихся в эксплуатации, были бы установлены тахографы. Приказом Минтранса России № 36 фактически только устанавливаются новые требования к тахографам и транспортные компании, выполняя соблюдение требований законодательства, в соответствии с пунктом 2 Приказа № 36 могли бы не беспокоиться об установке тахографов до 1 апреля 2015 года», – констатируют в «Росавтотрансе».
Напоминают в ведомстве и про другой документ: Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный Постановлением правительства РФ от 10.09.2009 № 720, а также об изменениях в нем, принятых Постановлением правительства РФ от 10.09.2010 № 706 «О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». Там говорится (пункт 8.1), что транспортные средства соответствующих категорий, «осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами. ... Данное требование применяется в отношении находящихся в эксплуатации указанных транспортных средств с 23 января 2012 года». При этом, как подчеркивает «Росавтотранс», об этих изменениях всем было известно еще за полгода до их вступления в силу, то есть, с марта 2010 года. Таким образом, владельцы транспортных средств имели три года на оснащение своих транспортных средств тахографами.
Ведомство обращает внимание перевозчиков: «Приказ не затрагивает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с международными грузовыми и пассажирскими перевозками, а также осуществляющих деятельность по выполнению рейсовых перевозок пассажиров городского и пригородного сообщения, тем самым, исключая дополнительные расходы муниципальных бюджетов».
На сетования участников рынка о том, что приборов, отвечающих требованиям Приказа, пока еще не существует, а штрафы за их отсутствие уже есть, в Агентстве возражают, указывая, что цифровые тахографы с модулем ГЛОНАСС наша промышленность выпускает. Правда, в сообщении «Росавтотранса» ничего не говорится об устройствах с нужным уровнем криптозащиты.
Говоря в целом о полезности этих устройств, «Росавтотранс» ссылается на зарубежный опыт: «Практика использования тахографов в целях контроля соблюдения водителем режима труда и отдыха получила свое распространение в Европе, начиная с Германии, с 60-х годов ХХ века. Применение тахографов зарекомендовало себя в качестве эффективной меры по снижению дорожно-транспортных происшествий. Влияние тахографов на безопасность дорожного движения осуществляется за счет фиксации параметров движения автомобиля для восстановления картины ДТП и повышения дисциплины и ответственности водителей транспортных средств. Согласно оценкам экспертов, применение тахографов приводит к снижению количества ДТП с участием транспортных средств, оснащенных тахографами, на 20 – 30 %».
Польза от установки тахографа будет обоюдная: кроме того, что предприятие сможет контролировать своего водителя, сам работник будет защищен от недобросовестной администрации транспортного предприятия, которая вынуждает его перерабатывать, уверены в Агентстве автомобильного транспорта.
«Росавтотранс»: Перевозчики давно должны были думать о тахографах
ПО ТЕМЕ