Клиенты одного из крупнейших в Санкт-Петербурге хостинг-провайдеров – компании «Инфобокс» (ЗАО «Национальные телекоммуникации») - уже почти сутки не могут отправить электронную почту. Большая часть сети оказалась заблокирована международной антиспамерской организацией SpamHaus.
В службе технической поддержки оператора клиентам не разъясняют причин включения их IP-адресов в «черный список» и реальных масштабов ситуации, ссылаясь на конфиденциальность информации. «К сожалению, компания SpamHaus действует вне российского законодательства, – констатирует специалист технической поддержки Павел Иванов. – Они требуют информацию, которую по условиям договора с нашими клиентами мы не можем предоставить. В связи с этим очень затруднительно вести переписку и решать данную проблему. Наши администраторы также параллельно ищут иные решения сложившейся ситуации. Ошибка должна быть устранена в ближайшее время».
Как компания намерена компенсировать убытки своих абонентов, пока не разъясняется. ЗАО «Национальные телекоммуникации», как и большинство других российских операторов связи, в клиентских договорах снимает с себя ответственность за любые сбои, которые произошли вне их сети. Однако судебная практика свидетельствует о ничтожности такой оговорки, так как по закону любой исполнитель отвечает в том числе за неисполнение обязательств со стороны своих партнеров и т. д. либо должен доказать наличие форс-мажорных обстоятельств.
SpamHaus является одной из крупнейших некоммерческих организаций, занимающихся борьбой со спамом и фишингом. В случае попадания IP-адреса сервера в «черный список» (PBL – The Policy Block List) вся отправляемая через него почта блокируется, а провайдер должен доказать, что не виноват в случившемся. В некоторых случаях SpamHaus исключает спорный адрес из списка только через полгода и только при отсутствии новых жалоб.
Напомним, что в марте этого года сервер самой SpamHaus подвергся одной из крупнейших в мире DDoS-атак.