850 слов должно хватить гастарбайтеру, желающему трудиться в России, например, в сфере обслуживания. Такое требование содержится в опубликованном Министерством образования и науки РФ проекте приказов о минимальных требованиях к уровню знания приезжих работяг. Для сравнения: лексический запас шестилетнего петербуржца, по всем нормам, равен 6000 слов, 1500 из которых он использует постоянно.
С 1 декабря прошлого года вступил в силу закон, по которому трудовые мигранты в обязательном порядке должны получать сертификат на знание русского языка. Пока он распространяется только на граждан из безвизовых стран, планирующих легально работать в сферах жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли и бытового обслуживания.
Согласно первому проекту приказа Минобрнауки, иностранный рабочий должен знать не менее 850 русских слов, уметь понимать общее содержание текста, «строить письменное монологическое высказывание репродуктивно-продуктивного характера», то есть писать слаженный текст, понимать на слух основную информацию, «содержащуюся в кратких монологах и диалогах социально-бытового характера», самостоятельно «создавать связные, логичные высказывания»; понимать содержание высказываний собеседника, а также «определять его коммуникативные намерения в ограниченном наборе ситуаций бытового характера».
Отметим, что, согласно нормам того же Министерства образования, для базового уровня владения русским языком как иностранным минимумом является 1300 слов. Такой лексический запас позволяет иностранцу удовлетворить самые основные коммуникативные потребности в ограниченном числе ситуаций. Говоря проще, человек может самостоятельно делать покупки в магазине, использовать общественный транспорт, обсуждать погоду с окружающими людьми, обмениваться некоторыми фразами с коллегами. Впрочем, этого минимума не хватает, чтобы полноценно учиться. Чтобы читать газеты и вести довольно свободный диалог с собеседниками, необходимо минимум 2300 слов. А лексический запас в 3000 слов (согласно Словарю методических терминов и понятий) позволяет понимать до 95% любого текста.
При этом, эти цифры все равно ниже, чем у носителей языка. Так, ребенок в возрасте 2-3 лет знает 50-300 слов. В возрасте 3-4 лет словарный запас увеличивается до 500 - 1200 слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1500-2000 слов. После достижения шестилетнего возраста среднестатистический ребенок знает более 6000 слов, 1500 из которых используются постоянно в речи.
Проверять мигрантов на соответствие предъявляемым требованиям поручат вузам. Эту сферу регулирует проект второго постановления, в котором отмечается, что университеты должны иметь специальные центры тестирования с опытом работы в этой области не менее десяти лет. Учебные заведения, желающие проводить тестирование, должны оформить заявку в Минобрнауки.
Ректоров вузов министерство просит вести учет прошедших тестирование в электронной базе данных, а потом предоставлять информацию об этом в ФМС. Иностранцу должны предоставить возможность получить консультацию касательно проведения теста и самостоятельно пройти пробное тестирование. У проваливших экзамен будет возможность подготовиться и пройти еще раз.
Успешно прошедшим тестирование будет выдаваться специальный сертификат — сдавшим базовый уровень сроком на пять лет, а тем, чей уровень окажется выше, — бессрочный. Для проведения тестирования определены четыре базовых центра - Российский университет дружбы народов, Институт русского языка имени Пушкина, Санкт-Петербургский и Московский государственные университеты. Под их эгидой на территории страны будет существовать сеть из 160 центров выдачи сертификатов, в том числе за рубежом. Однако проходить тест обязательно не всем мигрантам — так, иностранцы, поучившие среднее образование до распада СССР в 91-м году, могут просто предоставить школьный аттестат.
Депутат ЗакСа, бывший декан факультета журналистики СПбГУ Марина Шишкина по просьбе "Фонтанки" оценила идеи Минобразования: «Ну, вы сами подумайте, 850 слов - это много или мало? Это декларативные меры, которые проблему не решат. Надо подходить к проблеме системно, если мы признаем, что она существует. Нужно обучать детей мигрантов и самих мигрантов. Нужно создавать специальные курсы, доплачивать учителям за переработки. Где мигранты выучат эти 850 слов?».
Критично она отнеслась и к идее возложить обязанности по тестированию на высшие учебные заведения. «Вуз должен заниматься другим. Это не их дело — следить за мигрантами. Давайте оставим право высшим учебным заведениям заниматься наукой», - говорит она.