Кафе и бары теперь предлагают посетителям не только поесть и выпить, но и обосноваться в их же помещении для работы. Обстановка в таких местах бывает не совсем офисная или даже вовсе не офисная. Например, рядом может быть натянут гамак, а из-за барной стойки сладко тянуть ромом. Но ведь многим это даже помогает. «Фонтанка» исследовала явление коворкинга.
Коворкинг (от англ. сo-working - “работать сообща”) – метод, при котором независимые участники, например сотрудники нескольких компаний или фрилансеры, работают в одном помещении. Задачи у каждого свои, но рабочее пространство общее. Помещения для такой работы называются коворкинг-центрами или просто коворкингами.
Коворкинг интересен тем, что избавляет человека от приевшейся обстановки в родном офисе или от домашнего одиночества. Для небольших компаний и начинающих бизнесменов это также возможность сократить расходы на аренду собственного помещения.
Первые коворкинги появились в середине двухтысячных в США, сейчас модель распространилась по всему миру. В Петербурге таких мест насчитывается около двух десятков, в Москве – больше сотни. В это число включены и места, предоставляющие услуги коворкинга лишь частично, например кофейни или кафе. Если считать только “чистые”, то их куда меньше.
Крупнейший коворкинг-центр Петербурга - “Зона действия” на Лиговском, 74. Он открылся в 2012 г. при поддержке "ВКонтакте" и фонда StartFellows Павла Дурова и Юрия Мильнера. Центр занимает 674 квадратных метра, включая само пространство для работы, площадки для проведения мероприятий (лекции, мини-конференции, презентации), кухню и два мини-офиса для небольших команд. Основные пользователи “Зоны действия”: дизайнеры, программисты, небольшие команды, которые начинают свой бизнес в разных сферах.
Плата в коворкингах взимается по абонементам, в Петербурге это 4–6 тыс. руб. в месяц. Если закреплять за собой определенное место, то оно обойдётся дороже. Также во многих местах существует и почасовая или поминутная оплата для тех, кому офис нужен ненадолго, - в среднем по городу 2 руб. минута.
Доход от коворкинга в “Зоне действия” составляет 1/3 от общей выручки проекта. Еще 2/3 это корпоративные партнерства, якорные арендаторы, мероприятия и образовательное направление. Глава “Зоны действия” Юрий Лифшиц говорит, что выход на операционную окупаемость реален на 3–4-м месяце работы. Для того чтобы окупить вложения, потребуется 1,5–2 года.
В Петербурге можно найти коворкинги, совмещенные с кафе или баром. Таким является “Третье место”.
“У нас есть зал кафе, оформленный в ярких, жизнерадостных тонах. Здесь проходят деловые встречи, образовательные, бизнес-мероприятия. Есть небольшой коворкинг-зал на 8 рабочих мест, столы легко сдвигаются, и по вечерам и в выходные дни он используется как мини-лекционный зал (на 12–15 человек). И есть мини-отель на 4 номера для начинающих предпринимателей, которые приезжают к нам из других городов, чтобы завести полезные бизнес-знакомства, обменяться опытом, посетить наши образовательные курсы”, - рассказывает Светлана Романович, совладелица “Третьего места”.
В “Третьем месте” обычно арендуют места 2–3 коворкера с абонементом, остальные приходят поработать на несколько часов. Чаще всего это авторы стартапов, у которых пока нет офиса, и фрилансеры из таких сфер, как дизайн, медиа, образование.
“Главный плюс совместной работы (говорю об этом в том числе исходя из своего опыта) – это принадлежность к сообществу и возможность общения с такими же, как ты, – объясняет Светлана Романович. - Это мотивирует, расширяет границы видения, дает полезные связи. Ведь одна из самых больших проблем, которая встает перед начинающими предпринимателями, - это риск оказаться один на один с собой, своим делом и своими проблемами - дефицит общения, дефицит полезных контактов”.
“Так как основные пользователи коворкинга – фрилансеры и небольшие команды, то образуется некая среда, в которой легко найти необходимых профессионалов: кто-то занимается сайтами, кто-то дизайнер, кто-то продвижением в Интернете… В итоге коворкинги становятся площадками для создания новых команд и компаний”, - добавляют представители “Зоны действия”.
Появляются и новые необычные форматы. На днях в Петербурге открылся бар/клуб «KLЮTCH». Это первый в России бар, ориентированный на представителей IT-сферы. В будни с 12 до 18 он также предоставляет услуги коворкинга.
Аида Фазылова и Татьяна Швецова, совладелицы «KLЮTCH», объясняют: «Мы давно вынашивали эту идею, она зрела порядка двух лет. Дело в том, что в последние годы IT-индустрия безусловно быстро растет. У представителей этой среды появилась своя субкультура: развлечения, музыка, визуальное искусство. Мы решили, что пора создать место, где люди из такой среды смогут комфортно отдохнуть, пообщаться друг с другом профессионально и творчески. В Петербурге сейчас много молодых айтишных организаций, которые начинают свой бизнес, мы хотим, чтобы это сообщество стало единым».
В «KLЮTCH» будут проходить развлекательные и образовательные мероприятия - воркшопы, семинары, мастер-классы, лекции, музыкальные и игровые встречи. Также клуб может стать местом для афтепати и корпоративов.
Алексей Цой, telecomblog.ru,
специально для «Фонтанки.ру»