В Ленинградском областном суде начались предварительные слушания по громкому делу об убийстве гендиректора кожевенного завода им. Радищева Анатолия Голикова, который исчез зимой 2005 года. Это преступление, как полагает следствие, было совершено группой из 9 человек, среди которых — небезызвестный Станислав Тюрин, который неоднократно был оправдан присяжными по обвинению в других преступлениях.
Облсуд не смог приступить к рассмотрению ходатайств участников процесса в связи с тем, что не явился адвокат одного из обвиняемых. По неофициальным данным, защита Станислава Тюрина может заявить ходатайство о возврате дела прокурору. Одним из оснований может стать то, что обвиняемый не до конца ознакомился с материалами дела.
В прошлом году, когда Тюрин еще содержался в следственном изоляторе, ему были переданы ксерокопированные тома уголовного дела, но буквально на следующий день благодаря оправдательному вердикту присяжных по другому уголовному делу он был выпущен из-под стражи. Не исключено, что защита Тюрина может ходатайствовать об изменении подсудности — дело в том, что Анатолий Голиков был похищен в Петербурге, но его убийство, как считает следствие, было совершено на территории Ленобласти. По всей видимости, поскольку наиболее тяжкое преступление было совершено за пределами Петербурга, дело для рассмотрения по существу и передали в Леноблсуд. Однако защита может возразить против такой позиции следствия.
Зимой 2005 года петербургское ГУВД возбудило разыскное дело по факту исчезновения Голикова. В милицию обратились родственники гендиректора кожевенного завода после того, как мужчина не вернулся с работы. Летом 2005 года выяснилось, что Голиков был убит – его тело всплыло в Неве, тогда правоохранительные возбудили уголовное дело по факту убийства.
Корни преступления, согласно материалам дела, лежат в истории, которая произошла в начале 2000-х годов. В ОАО «Кожевенный завод им. Радищева» была введена процедура банкротства – завод был убыточным. Но выяснилось, что банкротить нечего: объекты недвижимости были выведены в другое предприятие. И тогда начались судебные процессы по возврату заводу его имущества. Сам Голиков активно принимал участие в этой ситуации, также подавая иски.
По материалам дела, Голиков решил, что готовится силовой захват его предприятия. Причем якобы эту операцию намереваются проводить «тамбовцы». За помощью Голиков пришел к гендиректору ООО «Орлан» Иосифу Осипову. Тот пообещал помочь, но, по версии следствия, «тамбовцы» ему сделали предложение разрешить вопрос с Голиковым за 400 тысяч долларов.
Далее события развивались следующим образом: Давид Осипов, сын Иосифа Осипова, пригласил Голикова к отцу в офис. На выходе Голикова встретили Шалонин и Александр Якубенко. Директору завода предъявили поддельное удостоверение сотрудника ФСБ и предложили проехать с ними. Поскольку на тот момент в отношении Голикова существовало уголовное дело, то он согласился. Но его привезли за город – во Всеволожский район. Здесь Голикова должны были охранять Азалутдинов и Арсений Коринфский. Но к ним, как считает следствие, поступил приказ от Тюрина на убийство, и Азалутдинов зарубил гендиректора топором.
С Шалониным следствие заключило досудебное соглашение: он признал свою вину и дал показания против остальных подельников. Горсуд уже рассмотрел его дело и, признав его виновным, назначил 8 лет лишения свободы. Осипов-старший отрицает свою причастность к этому преступлению. Его сын скончался. Сам Тюрин, отдавший приказ на убийство, прибегнул к ст. 51 Конституции РФ и не дает показаний.