Статистика последних лет говорит о резко возросшей популярности обряда венчания. Более 50 процентов всех пар, в которых жених и невеста исповедуют православие, помимо регистрации брака в ЗАГСе решают совершить и обряд венчания.
По мнению представителей РПЦ, такой интерес к этому обряду вовсе не из-за того, что появилось много глубоко верующих людей, понимающих смысл этого таинства, а, скорее, наоборот, из-за незнания и неправильного отношения к серьезному обряду как к обычаю, который можно соблюдать, а можно и не соблюдать. Для большинства молодых пар венчание представляется красивой и трогательной церемонией, и мало кто из них вкладывает в это действо какой-то глубокий смысл. Меж тем, стать мужем и женой не только перед людьми, но и перед богом – это еще более серьезный шаг, чем гражданская церемония, с которым спешить не стоит. Можно расписаться и поставить штамп в паспорте по любви или по каким-то иным причинам (беременность, пришла пора жениться/выходить замуж по возрасту или из-за того, что долго встречались, родители настояли), а потом, если жизнь не заладилась, – развестись. Развенчаться гораздо сложнее. Считается, что это грех, к тому же нет соответствующей процедуры. Единственное, что можно сделать – это взять разрешение архиерея на расторжение браковенчания.
Кроме того, обвенчавшись однажды с одним партнером, мала вероятность того, что Церковь разрешит повторное венчание с другим человеком, даже если было получено письменное уведомление о расторжении предыдущего браковенчания. Принципиальное положение христианства по отношению к церковному браку — это его нерасторжимость. Единственной причиной расторжения брака является измена одного из супругов. В этом случае бывшие супруги получают различные статусы: один из супругов — статус «невиновного в грехе», второй — «совершившего тяжкий грех прелюбодеяния».
Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимьи, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимьи увеличивается. Поэтому, заключив гражданский брак, который Церковь признает и не считает незаконным блудным сожительством, лучше всего какое-то время паре пожить так, не идя под венец. Время покажет, правильный ли выбор вы сделали, с тем ли человеком связали судьбу, и только после того, как вы будете полностью уверены в своей второй половине и в своем желании стать супругами даже перед лицом бога – можете идти венчаться.
Считается, венчание – это таинство Церкви, в котором бог наделяет супругов благодатью чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. А получив такой ценный подарок – пренебрегать им не стоит.
Алена Бондаренко, для «Фонтанки.ру»