В начале второго года пребывания в должности Георгий Полтавченко предстал перед горожанами губернатором, решившимся на борьбу с коррупцией в Петербурге. Следует ожидать, что в обозримом будущем этот образ будет подкреплен новыми громкими разоблачениями. Без оглядки на кабинеты.
Как нам теперь известно со слов представителей градоначальника, он проявил инициативу в «деле энергетиков», обратившись в МВД, когда заметил, что выходят из строя только что отремонтированные теплотрассы. В Смольном подчеркивают, что инициатива принадлежит именно губернатору и это только начало большого пути за контролем над бюджетными тратами. Контроль, очевидно, будет возрастать по мере сокращения доходов бюджета. Губернатор оказался генерал-губернатором. Но дорога, на которую он ступил, не обещает легкой прогулки.
Новый курс уже почувствовали на себе коммерсанты, оказавшиеся в московском СИЗО. Еще недавно работа с бюджетом считалась пределом мечтаний для большинства компаний. Теперь выясняется, что бюджетные деньги хуже чумы. Вылечиться не удается даже за 48 миллионов, предлагаемых под залог в обмен на свободу. Годами система распилов и откатов работала исправно. На сверхдоходы покупались Bentley и прочие предметы утвари, которыми неосмотрительные деловые люди могли не стесняясь щеголять здесь. Чиновники по-тихому обзаводились роскошной недвижимостью по обе стороны границы или откладывали сбережения до лучших времен.
Но не все шло на личные нужды. Из этих же ресурсов обеспечивались текущие задачи власти. Допустим, достижение контрольных цифр на выборах. Вы же не думаете, что этот результат достигался из любви к искусству? Кстати, отставной глава комитета по энергетике пришел на пост главы смольнинского комитета 5 декабря прошлого года, на следующий день после памятных выборов, с должности главы района, где он тоже обеспечивал. Теперь бизнес хочет знать новые установки. Если не откатывать и не заносить, то тогда как? Как выигрывать те же тендеры? Неужто все будет по-честному? Может, следует объявить для непонятливых?
«Никто из чиновников не должен надеяться, что злоупотребления окажутся безнаказанными», - сказал мне на днях осведомленный собеседник в администрации города. То есть служащим тоже отправлен сигнал. И они тоже, надо полагать, ждут новых правил. До сих пор негласная договоренность сводилась к возможности кормления с вверенного участка в обмен на демонстрацию усердия, лояльность и, как бы это сказать, благодарность. Допустим, пилить нельзя. А что можно? Или пилить можно, но трубы не должны рваться? Или надо добросовестно работать по 20 часов в сутки на одну зарплату, из чувства долга? Наверное, надо. Только где же найдешь столько таких чиновников сразу?
Тут очень важно договориться на берегу. Иначе образуется не только дефицит компаний, желающих стать подрядчиками Смольного, но и острая нехватка чиновников, ведающих этими подрядами. Я не о корыстолюбцах, а о средненьких служащих, соображающих, что лучший способ не «попасть под раздачу» - избегать принятия решений.
О том, что осталось под землей. Если за последние годы под Петербургом действительно оказались закопаны 600 километров некачественных теплосетей, рвущихся как гнилые нитки, то совсем непонятно, как с таким наследством поступить. Кто, за какие деньги и в какие сроки их будет менять.
Но не стоит слишком расстраиваться: озвученная МВД цифра - похоже, лишь гипотеза, заявленная исходя из неких объемов работ. Для справки – это четверть всего построенного на теплосетях за 6 лет и львиная доля того, что построено в эти годы за счет бюджета. Совершенно точно, что никто не проверял эти сотни километров на предмет контрафакта. И вряд ли следствие готово ответить на вопрос, от чего лопаются магистрали. Может быть, дело в качестве проектирования и строительства. От этого не легче, но хотелось бы внести ясность. Наконец, было бы просто интересно сравнить количество аварий на сетях, построенных «вредителями», и в целом по городу.
Что на поверхности? Схема с поставкой труб “Руструбпромом” стала известна новой команде Смольного еще в начале года. С тех пор компания, как говорят участники рынка, оказалась не у дел. Похоже, Георгий Полтавченко, проявляя инициативу, заручился санкцией на высшем уровне: не секрет, что губернаторы не командуют МВД. Ситуацию можно рассматривать как ответ на происки питерского «правительства в изгнании».
Скандал вышел в публичное поле в последнюю неделю ноября. Если бы эту историю придумывали пиарщики, то пока все складывается просто чудесно. Недовольство горожан, тысячами каждый день оказывающихся то без воды, то без тепла, а то и без того и другого, авансом списано на вороватых предшественников.
Народ радостно приветствует посадки и, будь его воля, применил бы крайнюю меру к труженикам ЖКХ. За холодные стояки, неубранные дороги и 13-ю квитанцию в придачу. По исторической аналогии, мы сейчас находимся где-то в 1930 году, когда состоялся первый показательный сталинский процесс, известный как “Дело Промпартии”. По следствию о вредительстве в различных областях промышленности, в том числе в энергетике, проходили около 2000 человек. 5 были приговорены к расстрелу, однако “вышку” заменили на лагеря. До Ленинградского дела оставалось еще 20 лет. Тогда уже не щадили.
На нынешний сезон истории про коммунальщиков–вредителей (именно так, видимо, по аналогии с врачами-убийцами, их назвали по одному из гостелеканалов) может и хватит. А потом? Услышим ли мы, например, сколько денег с подрядов оседает в карманах чиновников? И какого уровня? И как эти правила игры распространяются сверху донизу и на всю страну? Наконец, почему так случилось и как жить с этим счастьем.
Пока нет ответов на эти вопросы, любые трубы будут рваться с завидной регулярностью. Несмотря на отдельные громкие разоблачения.
Александр Горшков,
главный редактор "Фонтанки.ру"