Смольный решил разобраться с незаконными мансардами на Петроградской стороне – остановить лукавых строителей. Эти настроения председатели ТСЖ района узнали 27 ноября от первого замглавы Жилищного комитета Владимира Гайдея. Заявление чиновника прозвучало на фоне двух судебных разбирательств по поводу появления новых надстроек на исторических зданиях. Тем, как совершенствуются мансардные схемы, поинтересовалась «Фонтанка».
В Петроградском районном суде 28 ноября состоялось предварительное судебное заседание по поводу очередной самовольной перестройки выявленного объекта культурного наследия – дома 61 по Кронверкскому проспекту. Владелец квартиры на 5-м этаже, совладелец сети блинных «Чайная ложка» и сети демократических ресторанов «Фликаделькинъ» Борис Крупкин, перепланировал ее – без согласований, а заодно решил открыть собственную террасу и поэтому просто «сдвинул» наружную стену своей квартиры внутрь на 3 метра. В итоге историческое здание украсилось открытой площадкой, расположенной под самой крышей.
Дополнительно, видимо, желая компенсировать потери жилплощади, Крупкин занял часть чердака. Переоборудовал ли он чердачное пространство (относящееся к общедомовой собственности) в личные апартаменты – неизвестно, но остальные жители дома лишились доступа и к коммуникациям, и на крышу. Теперь, как уверяют они, нормальное обслуживание дома стало невозможно. Никаких согласований – ни в Межведомственной комиссии, ни в КГИОП Крупкин не получал. Других собственников дома ни с проектом, ни со своими планами не знакомил, согласиями не интересовался.
Кроме того, после перепланировки и переделки жилой площади в открытую террасу у «нижних» жильцов начались постоянные протечки. При этом дом входит в перечень выявленных объектов культурного наследия, а к числу предметов охраны относятся и интерьеры квартир: обшитый деревом ценных пород потолок, деревянные двери, дубовый паркет в нескольких квартирах. В том случае, если КГИОП сочтет, что этим элементам нанесен какой-то ущерб, владельцам квартир, скорее всего, придется оплачивать убытки из собственного кармана.
Надо отметить, что дому 61 по Кронверкскому проспекту в некоторой степени повезло – администрация Петроградского района встала на сторону жителей дома. Весь ущерб, нанесенный им, добросовестно зафиксирован в актах ЖЭС-1, а на заседании межведомственной комиссии, которое состоялось в марте 2012 года, было принято решение обязать Крупкина привести свои помещения в прежний вид. Однако известный предприниматель отказался выполнить распоряжение районной власти.
В итоге собственники квартир, расположенных «под Крупкиным» обратились с иском в суд. Нанесенный им моральный и физический ущерб они оценивают во вполне символическую сумму – 20 тысяч рублей. По словам истцов, главная их задача – добиться возвращения дому его исторического облика. То есть фактически петербуржцы выполняют ту работу, которую должны были проделать комитет по охране памятников и районные власти.
Зато вокруг мансарды на Каменноостровском, 54, продолжают кипеть страсти. На состоявшемся 19 ноября заседании Куйбышевского районного суда строительство мансарды на крыше дома постройки 1910 года признали законным.
Как уже писала «Фонтанка», в 2008 году Петроградский районный суд признал реконструкцию чердачного помещения дома на Каменноостровском, 54, в мансарду незаконной. Городской суд оставил решение первой инстанции в силе. Строительство временно прекратилось. Однако один из учредителей компании-застройщика, ООО «Невский профиль», Андрей Сухомлин, выкупил в доме квартиру — к слову, приобрел он ее у экс-депутата ЗакСа, а позднее — главы Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Вадима Лопатникова, после чего объявил о том, что желает стать меценатом и восстановить башню, некогда венчавшую здание и сгоревшую при пожаре.
На вопрос, откуда компания возьмет средства на дорогостоящую реставрацию, Сухомлин уверенно отвечал, что деньги у него будут. Жители дома уверяют, что при этом он ссылался на известного бизнесмена Шалву Чигиринского.
Восстановление сгоревшей башни действительно началось. Причем, несмотря на то, что компания не имела лицензии на работу на объектах культурного наследия, комитет по охране памятников не возражал против ее деятельности. Более того, в 2008 году проект воссоздания был согласован. В итоге, когда жители попытались настоять на исполнении решений суда, им объяснили, что приставы просто не могут разобраться — где выполняется восстановление башни, а где находятся следы деятельности по строительству мансард. Группа собственников дома попыталась в 2010 году обратиться в районный суд с иском по поводу бездействия судебных приставов, но получила отказ.
В 2012 году события приняли новый оборот. На объекте внезапно объявились новые инвесторы — ООО «Исаакиевская площадь» и ООО «Стройреконструкция». По странной случайности фактический их адрес совпадает с фактическим адресом ООО «Невский профиль». Первоначально все 100% уставного капитала принадлежали все тому же Андрею Сухомлину, сейчас фирма сменила владельца — теперь она принадлежит офшорной компании Rusinvest Ltd., зарегистрированной в Нассау, Содружество Багамских островов.
Вокруг здания вырос строительный забор, а на информационных щитах появилась надпись о том, что по этому адресу будут строиться панорамные квартиры. Жители обратились в Смольный, в прокуратуру и в суд. Но из ответа вице-губернатор Игоря Метельского выяснилось, что возведение мансарды вполне законно и согласовано во всех необходимых инстанциях. А прокуратура объяснила, что хотя дом и относится к объектам культурного наследия, но его кровля не прописана как предмет охраны, а следовательно, никаких законов застройщик не нарушает. Правда, в ответе на запрос депутата ЗакСа Алексея Ковалева зампрокурора Петербурга П.Ф. Панфилов отметил, что предметы охраны определены не на основании историко-культурной экспертизы – таковая вообще не проводилась, и это нарушение закона надо устранить.
Сейчас жители намерены добиться проведения историко-культурной экспертизы. Поскольку дом 54 относится к постройкам, образующим панораму Каменноостровского проспекта, то выводы экспертов должны быть представлены Совету по сохранению культурного наследия. Интересно узнать мнение специалистов о том, насколько появившаяся на крыше стеклянная надстройка соответствует историческому облику башни со шпилем, которую «воссоздавал» «Невский профиль». А заодно – как фамилия того представителя КГИОП, который счел, что воссоздание выполнено.
Участники рынка говорят, что схемы, по которым возводятся, а затем узакониваются мансарды, постоянно совершенствуются. Одна из них основана на возможности для собственников крайних этажей выкупить чердачные или подвальные помещения. Например, под предлогом протекающей кровли, которую надо отремонтировать, получается согласие ТСЖ в обмен на какие-либо работы по благоустройству дома. К производству работ привлекается подставная компания. От ее имени заключается договор с будущим собственником нового помещения – аналог «долевки». После завершения строительства соинвестор обращается в суд с иском о признании права собственности.
Так как ответчик не возражает, то суд выносит необходимое решение.
При этом можно обойтись вовсе без разрешительной документации на строительство. Для реализации такой схемы требуется конструктивное взаимодействие всех участников цепочки, включая надзорные органы и администрацию, - говорит информированный собеседник «Фонтанки». Как обеспечивается это взаимодействие – можете догадаться сами.
Елена Алексеева, Александр Львов, «Фонтанка.ру»