"Фонтанка" продолжает работать с жалобами, которые подают жители нашего города в Государственную жилищную инспекцию через сайт Алексея Навального "РосЖКХ". Мы не стали ограничиваться "настольным" анализом заявлений, а решили побывать дома у некоторых из жалобщиков. Настоящая разруха в парадных превзошла разруху в письмах.
Мы не выбирали нарочно устрашающих трущоб и не отбирали "живописных" заявлений. Просто взяли дом в историческом центре, потом съездили в спальные районы, где есть и крепкие снаружи "сталинки", и густонаселённые панельные постройки. Здесь – пять адресов, выбранных наугад среди почти тысячи жалоб, поступивших от петербуржцев на "Фонтанку" через сайт "РосЖКХ" для передачи в Государственную жилищную инспекцию.
Полпотолка
На улицу Пестеля, сразу за набережной Фонтанки, выходит чудесный, свежеотремонтированный фасад дома № 11. Смотришь на красоту – и не верится, что живущие здесь люди могут быть чем-то недовольны. А войдёшь в полутёмное парадное – грязь, застывший лифт, которым жильцы боятся пользоваться. На площадке второго этажа от потолка осталась только половина.
"После прорыва батареи отопления в подъезде обрушилась штукатурка на лестничных пролётах, подъезд находится в аварийном состоянии", – написала в Государственную жилищную инспекцию через "РосЖКХ" и "Фонтанку" Татьяна Рогозина.
– Прошлой зимой у нас отключили отопление, батареи вымерзли, а потом кто-то включил горячую воду, – рассказывает женщина "Фонтанке". – Соседка снизу мне звонит: Таня, говорит, выгляни – посмотри, что происходит. Я выхожу – а тут ничего не видно, сплошной пар, кипяток льётся ручьём… Приехала аварийка. Перекрыли воду. Через день опять звонит соседка снизу: Таня, у нас рухнул потолок!
Гора каменных осколков и обломков штукатурки, вспоминают соседи, была высотой до колен и завалила двери.
– Мне было из квартиры не выйти! – всплёскивает руками пожилая соседка Татьяны Рогозиной – та самая, что звонила ей в панике. – И как ещё я не вышла в тот момент, когда всё это рухнуло, меня бы тут убило!..
– Мы были в панике: как по лестнице ходить? – добавляет Татьяна. – У другой соседки – маленький ребёнок! Два раза звонили в аварийку – ничего. Позвонили в городскую администрацию, только тогда все тут забегали…
"Забегали" – это отбили с потолка те куски, что грозили рухнуть на головы. И поменяли лопнувшие батареи.
– Но посмотрите, как их поменяли! – Татьяна запускает руку за батарею и легко вынимает кусок стены. – Они же на соплях висят! Если тут ковырнуть, всё обвалится и опять потечёт!
С тех пор жители дома 11 по Пестеля добиваются ремонта хотя бы на той площадке, где рухнул потолок. Им говорят: подождите.
Ремонта в своей квартире Татьяна Рогозина ждёт уже 10 лет – с тех пор, как протечки испортили ей потолок и стены.
– Пришли как-то из жилконторы: ой, мы акт потеряли, дайте нам свой, – усмехается она. – Я и дала, как дурочка. И всё.
Густо и пусто
Стандартный микрорайон панельных пятиэтажек в Купчино. Понятно, что здешние жильцы могут предъявить коммунальщикам большой список претензий. Но Людмила Краваль (Бухарестская, 35, корпус 3) написала не о том, как плохо её обслуживают. А о том, как её обманывают коммунальщики.
"В течение многих лет выставляют жильцам счета за уборку и санитарную очистку земельного участка, хотя земельный участок не сформирован и формально находится в собственности города", – сказано в её жалобе.
– В течение многих лет в наших квитанциях есть такая графа: "Уборка и санитарная очистка земельного участка", – начиная свой рассказ, Людмила указывает на толстый ковёр из опавших листьев, которые никто не убирает, и на кучи мусора возле урн. – Каждый месяц мы платим за это, я, например – 57 рублей. Но участок фактически принадлежит городу, я узнавала в администрации Фрунзенского района. Получается, что управляющая компания одновременно получает деньги и с жильцов, и из бюджета.
Но главное, продолжает Людмила, что дважды оплаченный участок все равно никто и не убирает. И санитарно не очищает. Недавно разобрали детскую площадку – куча обломков до сих пор высится во дворе.
Продолжая рассказ, Людмила и её соседки вдруг выходят за пределы письменной жалобы: оказывается, не обо всём написали. Пока.
– Нас постоянно обманывают, постоянно! – распаляется Людмила. – Нам какие-то суммы начисляют нереальные. Например: потребление воды на общедомовые нужды – 3,2 кубометра с квартиры.
Женщина показывает квитанцию: на собственные нужды, оказывается, она тратит 1 кубометр горячей воды в месяц. Втрое меньше, чем на общедомовые. В целом, подсчитали её соседи, их дом расходует почти 300 тонн "общей" горячей воды. На что – неизвестно: у них даже лестницы не моют.
Семье Андрея и Галины Трошиных, живших на 5 этаже "сталинского" дома № 26 по Ивановской улице, на воду приходится тратить немного. Только их это совсем не радует. К тому же "общедомовые" расходы должны быть космическими: вода постоянно хлещет в подвале, а на квартиры её не хватает.
"В часы максимального водоразбора подача воды не осуществляется", – написали они в жилищную инспекцию.
Добавим, что "слабый напор воды" – это самая популярная претензия жителей города на Неве.
– У нас газовая колонка, поэтому если нет холодной воды, так нет и горячей, – рассказала Галина Трошина "Фонтанке". – И ни помыться, ни посуду помыть. Можно начать принимать душ – а потом вода выключается, и ты будешь минут 40 сидеть в мыле.
Комиссия, присланная жилкомсервисом, констатировала: трубы в подвале сгнили и нуждаются в замене. Действительно, продолжает Галина: прошлой зимой на первом этаже в их подъезде так парило от подвала, что обрушился потолок. Но у жителей первого этажа есть хотя бы вода в квартирах.
– А к нам на 5 этаж вода просто не доходит, вся утекает в подвал, – констатирует женщина.
С тех пор как стало известно о сгнивших трубах, семья Трошиных ведёт войну с жилкомсервисом.
– Мы много раз писали заявления, – Галина достаёт толстую папку. – В последний раз месяц назад директор жилконторы, Андрей Николаевич Приходько, отказался давать нам официальный ответ.
По словам Галины, господин Приходько мотивировал свой отказ убийственно.
– Он сказал: вы, мол, чему больше верите – моему слову или какой-то бумажке? – улыбается женщина. – Я, говорит, могу дать вам какую-то бумажку, но я вам даю слово, что мы всё поменяем. Обещал решить проблему через неделю.
С тех пор прошёл месяц. Воды у Трошиных нет, гнилые трубы – есть. Директор жилконторы предложил семье Трошиных свой вариант решения проблемы: они с соседями должны фактически скинуться на замену труб, то есть – подписаться под увеличением квартплаты. На простой вопрос о том, куда девались заплаченные в прошлые годы деньги, Приходько, по словам Галины, ответил предсказуемо: дескать, он в должности недавно и не знает, на что тратились его предшественники.
– Теперь, – добавляет Галина, – в жилкомсервисе нам отказываются давать телефоны вышестоящих руководителей, чтобы мы не могли пожаловаться выше.
На камнях растут деревья. А на обоях – грибы
"В углу на стенах и потолке образуется плесень, в квартире повышенная влажность и сырость", – написала в жилищную инспекцию Екатерина Бандурка.
– У нас в квартире мокнет угол, я 14 лет живу в этой квартире – и все 14 лет мучаюсь, – рассказала "Фонтанке" её мама Нина Павлова. – Как только начинается отопительный сезон, мы начинаем снимать эту плесень. Мы не можем сделать ремонт в комнате, потому что каждый год с конца лета сырость неимоверная. Приходили из жилконторы: да, говорят, есть трещина, но она незначительная. Женщина, которая принимает заявки, сказала: от этой трещины вода поступать в квартиру не может. И на этом всё закончилось. Даже акта составлять не стали.
Плесень регулярно соскабливает, обрабатывая стену противогрибковыми средствами, сын Нины Михайловны. Почерневший угол закрыли шкафом, чтоб хоть с глаз убрать эту гадость. Но забыть о ней не получается: у сына, жалуется Нина Павлова, из-за сырости постоянный кашель.
Сырость и на лестнице. По стене подъезда, внутри, проходит водосток странной конструкции: вода хлещет на лестничную клетку.
– Вот, смотрите, – показывает Нина Павлова на трубу. – Каждый раз, когда идут дожди, я в квартиру попасть не могу. Идёт дождь – и вот отсюда фонтаном хлещет вода. Вода стоит до самой двери, иногда и дверь в воде. Утром выхожу, в подъезде темно, открываю дверь – вода стоит. Выхожу и начинаю вычерпывать…
А однажды, продолжает женщина, она не могла попасть в квартиру по другой причине.
– Прямо возле двери стая крыс бегала! – с ужасом вспоминает она. – Я побежала в жилконтору. Они, правда, отравы насыпали, крыс потравили. Но вы посмотрите, что с нашим мусоропроводом! Как же здесь крысы бегать не будут?
Мусоропровод – это громко сказано: рядом с трубой в половине лестничного пролёта от квартиры Павловых свалены пакеты с мусором. Они уже не помещаются внутрь, потому что эту помойку, судя по зловонью в подъезде, давно никто не очищает.
Недели три назад из-за вони стало невозможно находиться и в квартире Павловых.
– У нас в перекрытии, похоже, крыса сдохла, – жалуется Нина Михайловна. – Мы просто умираем. Это невыносимо.
В отличие от Павловых, живущих в современной "башне" с загаженным мусоропроводом, семье Изотовых с домом повезло: отличная "сталинка" на Бабушкина, высокие потолки. Балкон с видом на зелёный дворик и детскую площадку… Только выходить на этот балкон смертельно опасно.
"Бетонная стяжка покрыта трещинами, растут растения", – написал в жилищную инспекцию Владимир Изотов.
– В прошлом году мы оттуда выдернули даже красивое такое дерево, – рассказывает "Фонтанке" его супруга Анастасия. – Мы боимся выходить на балкон, мы его даже не открываем.
Но самый большой страх, продолжает женщина, у них с мужем вызывает проржавевшая чугунная ограда.
– Нижняя часть практически отвалилась от верхней, там зияет дыра, – показывает она рукой через дверь балкона.
В жилконторе, говорит Анастасия, обещали всё отремонтировать "в течение месяца".
– Этот "месяц" тянется уже пятый год, – усмехается она.
Такие проблемы в красивом доме – не только в одной квартире. Этажом выше у соседей в балконе образовалась трещина, через которую вода во время дождя хлещет в комнату к Изотовым.
– Видите, металлический козырёчек? – показывает Анастасия вверх через оконное стекло. – А у нас: видите – потёки на окне? На балконе сверху – трещина, и каждый раз, когда идёт сильный ливень, вода льётся к нам. Нас просто заливает.
Продолжение следует
"Фонтанка" продолжит знакомить петербуржцев с нашим городским коммунальным хозяйством. Если, конечно, в городе ещё есть люди, с ним не знакомые. Впрочем, может быть, и есть такие… Глава Государственной жилищной инспекции в Санкт-Петербурге Владимир Зябко, напомним, отказался рассматривать жалобы граждан на некачественные услуги ЖКХ. Мотивировал свой отказ, в частности, тем, что сайт Алексея Навального "РосЖКХ", помогающий в оформлении заявлений, не зарегистрирован как СМИ. "Фонтанка" выступила посредником между "неправильным" проектом оппозиционера и петербуржцами, и теперь мы передаём заявления в жилищную инспекцию. На этой неделе мы ждём ответа господина Зябко на первую "порцию" жалоб.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"