Метрополитен является объектом гражданской обороны и в нем может вводиться разрешительный порядок проведения фотосъемки. К такому выводу пришел Верховный суд России.
Конфликт разгорелся в марте этого года, когда внесенными в городской закон поправками был введен штраф за фотографирование или видеосъемку в петербургской «подземке». Хотя действующие правила пользования метрополитена позволяли любому пассажиру без разрешения использовать камеру, но без вспышки. Группа правозащитников и журналистов сочла новацию ограничением их конституционных прав на сбор и распространение общедоступной информации и оспорила ее в Санкт-Петербургском городском суде. О чрезмерности введенного запрета на фотографирование заявил также губернатор Георгий Полтавченко. Поэтому законодатели внесли новую поправку, предусматривающую наказание только за использование штатива, вспышки или иных осветительных приборов. Несмотря на это, городской суд все же признал незаконным штраф за фото-, видео- и киносъемку с использованием штатива.
Не согласившись с таким решением, представитель губернатора подал апелляционную жалобу, которая было частично удовлетворена Верховным судом России. Согласно опубликованному на этой неделе решению, коллегия высшей судебной инстанции пришла к выводу, что метрополитен является объектом транспортной инфраструктуры и гражданской обороны. «Принципами обеспечения транспортной безопасности являются законность, соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства в области транспортной безопасности, непрерывность. Реализация определяемой государством системы мер, в том числе и организационных, направленных на безопасность метрополитена, осуществление которых возложено на данное предприятие, очевидно, не исключает введение разрешительного порядка на фотографирование», – констатировал Верховный суд России.
В то же время апелляционная коллегия подтвердила незаконность также введенного в марте штрафа в размере 5 тысяч рублей за несообщение дежурному по станции о падении на пути станции вещей или предметов. Заявители указывали на коррупционность данной нормы – она позволяла уполномоченным сотрудникам метрополитена (в том числе коммерческих подразделений) составлять протокол на любого пассажира, обвиняя его в том, что он якобы видел некие лежащие на путях предметы (включая окурки, бумажки и пр.). Притом что дежурный по станции, которому пассажиры обязаны были сообщать, находится в закрытом помещении и прямой доступной связи с ним нет. Служители Фемиды поддержали доводы правозащитников, признав спорную норму городского закона не соответствующей «общеправовым требованиям непротиворечивости, ясности и неопределенности правового регулирования».
Напомним, что на необходимости ограничить фотографирование в метрополитене настаивала и городская прокуратура, однако ее жалоба так и не дошла до Верховного суда РФ, поскольку была подана с нарушением установленного срока подачи.