Петербургские велосипедисты обеспокоены судьбой концепции развития велосипедного движения, которая была разработана комитетом по транспортно-транзитной политике (КТТП) и с лета проходит согласование в инстанциях. Они боятся, что после расформирования комитета 1 января 2013 года обещания властей активно создавать велодорожки будут забыты. Чтобы напомнить о проблеме губернатору, они шлют ему одинаковые письма по принципу «один велосипедист – одно обращение».
Поводом для массовых обращений велосипедистов к главе города стала ситуация с концепцией развития велосипедного движения, которую разработал комитет по транспортно-транзитной политике.
Общественности она была презентована еще в июле 2012 года. Тогда предполагалось, что уже осенью, после получения всех необходимых согласований, документ будет рассмотрен и принят на заседании правительства. В таком случае комитет финансов получил бы законное основание заложить в бюджете на 2013 год средства на развитие велодвижения.
Однако на дворе конец ноября, а концепция так и не добралась до правительства. Слухи о том, что она так и останется проектом и повторит судьбу старого велосипеда, который годами ржавеет на балконе, усиливает тот факт, что ее разработчик – комитет по транспортно-транзитной политике – перестанет существовать с 1 января, а его полномочия будут переданы различным комитетам. К тому же последние новости, связанные с КТТП, говорят о том, что сотрудники ведомства уже сидят на чемоданах: в начале ноября пост председателя покинул Алексей Бакирей, спустя неделю – исполнявший обязанности председателя Алексей Львов.
Именно эта ситуация и напугала петербургских велосипедистов, объединенных крупнейшим городским сообществом любителем двухколесного транспорта – клубом «ВелоПитер». На сайте клуба был размещен шаблон обращения к губернатору Георгию Полтавченко. В нем констатируется, что, по статистике ГИБДД, за последние три года количество ДТП, в которых гибнут велосипедисты, увеличилось в три раза, и поэтому городу необходимо срочно строить нормальную инфраструктуру для безопасного велодвижения. А затем задается вопрос: какова судьба разработанной концепции, и не канет ли она в Лету?
При этом речи не идет о сборе подписей: каждый человек должен отправить по почте в Смольный свое собственное обращение. Как объяснил «Фонтанке» почетный председатель «ВелоПитера» Илья Гуревич, такая схема была выбрана для того, чтобы, получая каждый день по несколько обращений, губернатор понял: людей, кому нужны велодорожки и велопарковки, в городе много.
Впрочем, в комитете по транспортно-транзитной политике «Фонтанку» заверили, что никто концепцию не забрасывал. Практически все необходимые согласования получены, осталось добиться только визы юридического комитета. Более того: в ведомстве все же надеются, что правительство рассмотрит ее до конца года. В таком случае презентовать ее будет представитель КТТП, и этот доклад станет «лебединой песней» комитета.
Однако реализовать ее будут уже другие ведомства. Как уже рассказывала «Фонтанка», основная часть функций КТТП отойдет к комитету по развитию транспортной инфраструктуры. Именно КРТИ, скорее всего, и будет головным куратором программы развития велодвижения. Кроме того, согласно проекту концепции, комитет будет отвечать за обустройство велодорожек на улично-дорожной сети, строительство велопарковок и проведение социологических исследований, которые должны будут показывать текущие потребности велосипедистов и их отношение к программе. При этом возведением велодорожек в парках займется комитет по благоустройству, а пропагандой езды на двухколесном транспорте – комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
Правда, пока не совсем понятно, насколько активно КРТИ будет продвигать программу, учитывая, что в список полномочий этого суперкомитета входит еще и строительство и ремонт дорог, мостов, путепроводов, тоннелей и трамвайных путей, а с недавних пор – и строительство метро. С КТТП в этом отношении было понятней: особенно серьезных задач у ведомства не было, и его глава Алексей Бакирей мог позволить себе регулярно встречаться с представителями крупнейших велообъединений или кататься на двухколесном транспорте с журналистами. Будет ли время для велопрогулок у руководства КРТИ, пока неясно. Тем более что до тех пор, пока программа не принята на правительстве, в бюджет на 2013 год нельзя заложить необходимые средства. И учитывая, что главный финансовый документ на следующий год вот-вот примет ЗакС, в лучшем случае зарезервировать деньги можно будет уже после первой корректировки бюджета по весне.
Напомним, что документы по развитию велодвижения, подготовленные КТТП, можно разделить на две части. Первая – это глобальная велостратегия города на ближайшие годы. Согласно ей, в Петербурге в будущем появится сеть велодорожек общей протяженностью 220 километров, а все маршруты будут разделены на три типа: «спальный район – центр», «пригород – станция метро» и «спальный район – спальный район». Например, выделенная велополоса свяжет метро «Купчино» с Московским вокзалом, «Ленинский проспект» – с Балтийским, «Старую деревню» – с Зеленогорском и т. д. Построят и развитую сеть парковок для двухколесного транспорта.
Вторая часть программы – это список конкретных мер, которые город намерен предпринять до 2015 года. И он значительно скромнее наполеоновских планов первой части. Так, новые велодорожки появятся в основном в парках. Что касается велопарковок, то их планируется оборудовать у основных вокзалов, у пригородных железнодорожных станций – в Колпино, Сестрорецке, Пушкине, Павловске, а также у ряда ключевых станций метро, вроде «Проспекта Ветеранов» или «Московской». Кроме того, Смольный хочет регулярно проводить массовые мероприятия, чтобы пропагандировать «использование велосипеда в ежедневных поездках».
Велосипедисты просят Полтавченко покрутить педали
ПО ТЕМЕ