От восьмиклассника Арсения Муна до аспиранта Мирослава Култышева – представители нынешнего обширного класса профессора Санкт-Петербургской консерватории, заслуженного артиста России Александра Сандлера выступят в фестивале «Лики современного пианизма», открывшемся в Мариинке. И это отличный повод поговорить о выдающемся педагоге современности, работающем в Петербурге.
Непосредственно концерт класса Сандлера будет в пятницу, 13 апреля. Его ученик, один из наиболее замечательных молодых российских музыкантов Петр Лаул выступит впервые в Концертном зале Мариинки с сольным концертом 10 апреля. Удостоенный высоких европейских премий корейский фортепианный дуэт Remnant – тоже ученики мастера – здесь же играет 12-го.
О масштабе Сандлера - музыканта и педагога - гораздо красноречивее его званий говорит сам по себе список его учеников. Петр Лаул, Мирослав Култышев, Александр Пироженко, Павел Райкерус, Антон Ляховский, Станислав Соловьев – такой абонемент можно представить себе в любом филармоническом зале мира. Причем большинство из них учились у Сандлера с детства.
Педагогика забрала практически все время, и на петербургской сцене Александр Сандлер оказывается нечасто. Играет несколько раз в сезон, и то больше в Швейцарии или во Франции. Но те счастливцы, которые слышали его сольные концерты или его выступления в ансамблях с пианистом Петром Лаулом, виолончелистом Алексеем Массарским, альтистом Алексеем Людевигом, скрипачом Борисом Кипнисом и другими музыкантами, никогда их не забудут. Его школьный педагог Марина Вениаминовна Вольф любит вспоминать, что один из учителей на экзаменах в консерваторской школе-десятилетке, где Сандлер учился и где он, наряду с консерваторией, работает уже несколько десятилетий, называл его «фокусником за роялем». Однако определяет его творческое лицо не виртуозное владение инструментом, но исключительность вкуса, фантастически обостренный слух и глубоко индивидуальный взгляд художника.
Помню Этюды Дебюсси, вдохновенно исполненные им целиком. Блистательные пьесы Прокофьева. Бесконечно мудрые сонаты Гайдна. Пьеса «В подражание Альбенису», прозвучавшая на юбилейном концерте Родиона Щедрина, и полные импровизационной свободы пьесы самого Альбениса. Ему ведомы тайны великих романтиков - Шопена и Шумана. Подобно большому драматическому актеру, он умеет «присваивать» текст автора так, что Пятый концерт Бетховена или «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина звучат объективно, взвешенно и вместе с тем совершенно «от себя», необыкновенно свежо.
Бескомпромиссность, свойственная Сандлеру-человеку, сказывается в манере исполнителя. Его взыскательная серьезность, его нервная импульсивность за роялем - вопиющая противоположность частой сегодня на концертной эстраде железобетонной стабильности ремесленника. В его игре категорически нет места самолюбованию, позе или внутренней вялости рутины. Он всегда в процессе поиска истины, для него исполнительство – процесс интеллектуального постижения смысла музыки и напряженного, эмоционального волеизъявления.
И все же львиную долю своего времени книгочей, грибник и футбольный болельщик, пианист Сандлер отдает своим ученикам. Видимо, это и называется преданность делу. В искусстве исполнительства школа связана с изустной, непосредственной передачей традиции, с почти династической передачей скрытых в музыке смыслов, наконец, формированием хорошего вкуса. Все это Санлеру присуще в высшей степени. Но он умеет и другое - увидеть в молодом музыканте главное, понимает сущность высказываемого, даже если встречается с очень еще несовершенным и невнятным пока исполнением. Петр Лаул писал: «Сандлера-педагога можно сравнить с садовником, бережно выращивающим растения, отсекающим лишнее, исправляющим недостатки, однако не пытающимся из яблони сделать грушу».
Немногословный, всегда ироничный, вглядывающийся в окружающий мир, привычно щурясь поверх очков, Александр Сандлер щедро наделен той подлинной зоркостью, которая отличает учителя по призванию.
Константин Учитель специально для «Фонтанки.ру»
Фото из архива Петра Лаула
За роялем фокусник, в классе садовник
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ