Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Кинопремьера недели: «Дж. Эдгар» Клинта Иствуда - идельный байопик про отца ФБР (фото)

Кинопремьера недели: «Дж. Эдгар» Клинта Иствуда - идельный байопик про отца ФБР (фото)

1 009

В прокат вышел новый фильм патриарха американского кинематографа Клинта Иствуда с Леонардо ди Каприо главной роли: «Дж. Эдгар» - биография отца ФБР Джона Эдгара Гувера. Эта сугубо внутренняя, на первый взгляд, история наверняка будет интересна и российскому зрителю – как наглядный пример судьбы крупного госчиновника, просидевшего в своем кресле почти полвека, и большую часть этого времени управлявшего своим ведомством в тандеме с верным другом и помощником. Ди Каприо с успехом выступает тут сразу в трех возрастных категориях.

Разменявший восьмой десяток глава ФБР Джон Эдгар Гувер (Леонардо Ди Каприо в жутковатом гриме) решает написать правильные мемуары о том, как боролся с коммунистической заразой в начале 1920-х, как занял пост руководителя Бюро расследований (в 1935-м переименованное в ФБР), пересидел на этом посту Великую депрессию, реформы Рузвельта, Вторую мировую войну, начало Холодной, а также Корейскую и Вьетнамскую войны, уничтожал гангстеров и ку-клукс-клан (ненавидя при этом темнокожих вообще и Мартина Лютера Кинга в особенности), развивал криминалистику и искренне пытался завести папочку на каждого гражданина США (не исключая сменившихся при нем восьми президентов). Записью воспоминаний занимаются молодые агенты Бюро – за несколько лет сменяется не меньше десятка Смитов и Джонсов, каждый следующий относится к одиозному дедушке чуть с меньшим пиететом, чем предыдущий. Одним из них достаются истории политических и следовательских подвигов Гувера – вроде раскрытия дела о похищении ребенка летчика Чарльза Линдберга, другим – тщательно скорректированные (скорее подсознанием, чем сознанием героя) воспоминания об отношениях с горячо любимой матерью (Джуди Денч), бессменной секретаршей (Наоми Уоттс) и, разумеется, заместителем и ближайшим другом Клайдом Толсоном (Арми Хаммер).

К поистине легендарной личности Джона Эдгара Гувера давно привязался еще один эпитет - «противоречивая». И если от первого никуда не деться - Гувер оставил такой заметный след в американской истории, что стал знаменит еще при жизни не только на родине, – то второй, пожалуй, оказался раз и навсегда навязан любым биографам героя. Тот факт, что у Гувера неизменно имелся идеальный компромат на всякого, кто желал вытащить из-под него заветное кресло, а слава ни одного из агентов Бюро (не исключая Мелвина Первиса, убравшего Диллинджера) не могла сравниться с его собственной, доказывает лишь одно: первый глава ФБР был гениальным аппаратчиком. Отсюда все его профессиональные хитрости, вечная балансировка на грани между негласным моральным и кодифицированным писанным законом, эксплуатация имиджа злого полицейского в глазах политиков и доброго – в глазах народа: действия, в совокупности своей представляющие нам фигуру как раз исключительно цельную. Именно это обстоятельство, должно быть, и привлекло Клинта Иствуда, которому свойственна куда большая внешняя прямолинейность, чем герою его байопика, но зато они схожи убежденностью в приоритете внутренней нравственной системы над колеблющимися представлениями общества о том, что есть хорошо, а что – плохо. Человеческая позиция Иствуда в очередной раз определила выбор творческого метода: «Дж. Эдгар» был снят как классическая, неуклонная в свой драматургической строгости и последовательности кабинетная драма.

Разговоры здесь заметно преобладают над сценами задержания гангстеров и прочим «экшеном» - в том числе и в эпизодах, где перед нами предстает еще молодой Гувер. Все показательные сцены эффективного правосудия в действии при этом поставлены Иствудом нарочито грамотно и до карикатурности аккуратно – ближе к финалу догадки о задачах такой стратегии проясняются окончательно: с возрастом параноик Гувер начинает все активнее заметать следы своей разносторонней деятельности, вовремя вспомнив о таком замечательном свойстве человеческой памяти, как избирательность. Сам Клинт Иствуд, к радости зрителя, подобному соблазну не поддается – и освещает в итоге все ключевые эпизоды жизни Гувера (исключая разве что его многолетнюю принадлежность к масонской ложе). Самые деликатные сюжеты – слишком близкие отношения с властной матерью, с которой и для которой, Гувер жил до самой ее смерти (ему на тот момент было уже 43), и двусмысленная дружба со своим заместителем Клайдом Толсоном – изложены режиссером в форме намеков, коими, собственно, вынуждены были обмениваться (за неимением прямых доказательств) и современники героя. Сегодня к старым слухам добавился тот факт, что сценарий «Дж. Эдгара» написал обладатель «Оскара» за сценарий «Харви Милка» Дастин Лэнс Блэк, причисленный к специалистам по «голубым» мотивам в историях о хождении во власть. Иствуду, в сущности, не так уж важно, был ли Джон Эдгар Гувер гомосексуалистом – его куда больше занимают темы верности, преданности и дружбы, в наличии которых между Гувером и Толсоном сомневаться не приходится. Здесь, впрочем, режиссер даже несколько перегибает палку – разговоры двух малоприятных и выглядящих определенно старше своих лет стариков напоминают здесь препирательства отметивших золотую свадьбу супругов. Сварливое ворчание перемежается с нежными воспоминаниями и прежних днях - местами столь сентиментальными, что зритель ощущает неловкость подслушивающего.

Поразительнее всего то, как Клинту Иствуду, подарившему своим героям моменты такой исключительной экранной интимности, удается сохранять привычную для себя дистанцию по отношению к ним. Он оказывается идеальным биографом, который ни в коем случае не предлагает зрителю поставить себя на место центрального персонажа, чтобы понять, что значит быть Джоном Гувером, а только излагает ему любопытные факты, перемежая их иллюстрациями из семейного архива. Иствуд следует собственной давно выбранной авторской формуле: не давая никаких внешних оценок, он подводит зрителя к вполне четко сформулированной морали. Страсть к власти оказывается не зазорнее любой другой – и оборачивается в итоге теми же грустными последствиями, что и любая другая.

Ксения Друговейко, «Фонтанка.ру»
Фотографии: компания «Каро Премьер»


1 из 6

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях