Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Лжемузейщики «рвут» Высоцкого (фото)

Лжемузейщики «рвут» Высоцкого (фото)

1 268
фотография из блога фотографа Олега Затворова

В Петербурге появились люди, выдающие себя за представителей государственного музея «Дом Высоцкого на Таганке». Они находят старых ленинградских знакомых поэта и под видом сбора артефактов для сохранения в государственном музее забирают оригинальные фотоматериалы, автографы. Всё это оседает в частных коллекциях. Такую информацию получил автор книги «Тайные гастроли» Лев Годованник во время передачи в дар музею своего архива.

Гости из столицы

После того, как издательство «Астрель-СПб» выпустило мою книгу «Тайные гастроли. Ленинградская биография Владимира Высоцкого», я оказался перед необходимостью как-то распорядиться архивом – несколькими сотнями страниц машинописного текста воспоминаний общавшихся с Высоцким в Ленинграде в 1960 - 1970-х годах, более чем десятком старых магнитофонных плёнок, на которых эти воспоминания были записаны, и некоторыми другими артефактами тех далёких времён.

Мне архив больше не нужен – как мог, я им уже воспользовался. Но позволить ему пропасть на антресолях рука не поднимается – я кропотливо составлял его на протяжении почти десятилетия. Единственная мысль, которая пришла в голову: попытаться передать архив на хранение в какое-нибудь официальное уважаемое заведение. Предсказуемо первым в «списке кандидатов» оказался государственный культурный центр-музей «Дом Высоцкого на Таганке».

Я отправился туда с некими внутренними противоречиями: были основания опасаться, что музей не заинтересуется моим архивом, потому что всё это там уже имеется.

И дело тут вовсе не в личных комплексах – около года назад я узнал, что некие люди из Москвы общаются с моими источниками информации, причём в весьма такой практической манере: записывают воспоминания, просят отдать им фотографии, фотоплёнки, автографы Высоцкого, сохранившиеся с тех времён, когда они лично общались с поэтом, принимали участие в организации его ленинградских концертов. Мои источники информации не могли внятно объяснить, кто именно к ним приезжал, однако в описаниях фигурировали одни и те же слова: «Москва», «музей Высоцкого».

Москва в России одна, музей Высоцкого тоже – в общем, ошибиться невозможно.

Каково же было моё удивление, когда от главного хранителя музея Галины Урвачевой я узнал: последний «ленинградский» предмет хранения в «Доме Высоцкого на Таганке» появился примерно 3 года назад, когда музей отправлял своих сотрудников в Петербург для комплектования фондов.

Кража билета

Ксения Борисовна Томбак была замужем за молодым учёным Ленинградского института ядерной физики (располагается в Гатчине) Марианом Томбаком, участвовавшим в организации нескольких концертов Высоцкого в институте в 1972-м и, если не ошибаюсь, в 1974 годах. Он записывал эти концерты, делал многочисленные фотосъёмки, у Ксении Борисовны остались весьма интересные с точки зрения наследия творчества Высоцкого архивы.

Мне с Марианом Томбаком пообщаться не довелось - в августе 1988 года он погиб во время крушения поезда «Аврора» сообщением Москва - Ленинград. Но зато мне было очень приятно пообщаться с Ксенией Борисовной, она много чего показала и рассказала. Мы познакомились в конце 1980-х годов, но поразила меня история, которая произошла с ней в конце 2011 года.

По словам Ксении Томбак, к ней приехали некие люди из Москвы, которые сослались на знакомство со мной, рассказали о планах опубликовать подробности ленинградской биографии поэта. Вызвав доверие женщины, они попросили её показать им свои архивы. Ксения Томбак отнеслась к гостям довольно доверчиво, многое показала, многое рассказала, в какой-то момент столичным гостям попались на глаза оригинальные фотоплёнки тех времён, билет на один из концертов Высоцкого. По их просьбе женщина кое-что подарила коллекционерам, а когда те ушли, то обнаружила пропажу билета.

Билет, конечно, мелочь, хотя в любом музее скажут: подлинный билет на концерт Высоцкого является безусловной музейной ценностью. Ксении Томбак, благодаря её личным качествам, удалось догнать пришельцев и отобрать у них не только билет, но и все другие подарки...

именно этот билет пытались украсть «гости из Москвы»
именно этот билет пытались украсть «гости из Москвы»

О странных гостях из столицы рассказал мне и фотограф Сергей Хмелёв, благодаря которому до наших дней дошла замечательная фотосессия Высоцкого с двух концертов в 1972 году.

В общем, у меня были все основания полагать: в музее «Дом Высоцкого на Таганке» в том или ином виде мой архив уже присутствует (у меня сложилось впечатление, что эти москвичи всё-таки связаны с музеем Высоцкого). Ещё совпали сроки: сведения о визитах странных гостей из Москвы стали поступать после того, как на «Фонтанке» появились сообщения о подготовке к публикации книги «Тайные гастроли».

Ленинградское меньшинство

По словам главного хранителя «Дома Высоцкого на Таганке» Галины Урвачевой, за время работы в музее ей приходилось сталкиваться с теми, кто по тем или иным причинам считает, что имеет некие «права на Высоцкого». В основном это коллекционеры, увлечение творчеством поэта у которых трансформировалось в собирательство всего, что с ним связано. Таким людям в голову не приходит, что редкие записи, фотографии, прочие связанные с поэтом вещи могут быть интересны для очень широкого круга почитателей его таланта, да и вообще для людей, интересующихся отечественной историей. Они разными путями добывают такие предметы и сами ими наслаждаются.

По словам госпожи Урвачевой, несколько раз она сталкивалась с ситуациями, когда люди пополняли свои частные коллекции, прикрываясь государственным музеем, на что не имели никакого права. Галина Урвачева рассказала мне, что в фондах музея предметы, связанные с ленинградской биографией Высоцкого, составляют весьма скромную часть. Намного больше таких предметов хранения из других городов.

- Ленинградцы с этой точки зрения представляются мне довольно закрытыми, - сказала госпожа Урвачева.

Она перечислила основные «ленинградские» предметы, хранящиеся в фондах музея «Дом Высоцкого на Таганке».

Там хранятся 2 оригинальные фотопленки с выступлений Высоцкого в клубе самодеятельной песни «Восток» в конце 1960-х годов, авторы которых - покойная работница клуба Галина Дроздецкая и известный ленинградский фотограф Галина Лисютич, принимавшая, кстати, активное участие в создании книги «Тайные гастроли». Ещё в музее хранится комплект фотографий с выступления поэта на берегу озера Лампушка в Приозерском районе Ленинградской области летом 1972 года. Этот комплект фотографий (в том числе несколько цветных) передала музею в своё время близкая к «Востоку» петербурженка Галина Астафьева - она принимала участие в организации того концерта. Она же передала музею свою гитару, на которой играл Высоцкий на берегу Лампушки. На этой гитаре сохранился автограф поэта.

Кроме того, в фондах музея хранится копия части фонотеки известного ленинградского коллекционера Михаила Крыжановского, видеозапись и фотографии последнего выступления Высоцкого в нашем городе в апреле 1980 года в БДТ, а также некоторые документальные материалы, связанные с гастролями Театра на Таганке в Ленинграде в 1972 и в 1974 годах. Есть в музее и некоторые материалы того же формата, что и большая часть переданного мною в дар музею архива, – записи воспоминаний ленинградцев, общавшихся с Высоцким в нашем городе. Ещё в фондах «Дома Высоцкого на Таганке» хранятся несколько оригинальных самиздатовских сборников стихов Высоцкого и разрозненные копии некоторых ленинградских фотографий.

И это всё. Хотя Высоцкого с нашим городом связывает участие в съёмках нескольких фильмов, примерно 100 концертов, трое гастролей Театра на Таганке и множество ещё всего интересного.

Тайны коллекционеров

Достоверно известно: ленинградскую биографию Владимира Высоцкого документировали при его жизни как минимум в трех местах: в клубе «Восток» и известные ленинградские коллекционеры Николай Курчев и Михаил Крыжановский.

Всё, что происходило в клубе «Восток», контролировалось супругами Натальей и Михаилом Кане, архивы Николая Курчева хранятся у связанной с сегодняшним «Востоком» Аллы Левитан. Из всего этого огромного объема материалов в музее, как следует со слов Галины Урвачевой, имеется лишь часть копий аудиозаписей Михаила Крыжановского, полученных от некой женщины, имя которой в музее просили не публиковать, ссылаясь на её просьбу. Звучит более чем загадочно, учитывая общеизвестную замкнутость и недоверчивость Крыжановского.

Но касающиеся Высоцкого материалы Кане, Курчева и Крыжановского – это так называемые прижизненные материалы – были собраны с участием самого Высоцкого, когда он приезжал в наш город. Безусловно, они представляют огромную ценность, огромный интерес.

Но с середины 1980-х годов в нашем городе появились люди, которые стали довольно активно собирать все, связанное с ленинградской биографией Высоцкого. Это Виталий Жуков, Владимир Румянцев, Валерий Басин, Семён Товгер и некоторые другие. Виталий Жуков и Владимир Румянцев собирали в основном воспоминания людей, общавшихся с Высоцким. Валерий Басин, если не ошибаюсь, коллекционировал ленинградские записи поэта, Семён Товгер – фотографии.

У меня вопрос: где сейчас всё это? Лично меня прежде всего интересуют архивы покойных Владимира Румянцева и Семёна Товгера. Ведь в своей поисковой работе я сотрудничал именно с этими людьми. Румянцев поддерживал мою поисковую работу, за что я передавал ему копии расшифровок большинства бесед, которые я проводил с участниками ленинградской биографии Высоцкого.

По рекомендации Румянцева я сотрудничал с Семёном Товгером по тому же принципу: находил редкие фотографии Высоцкого, приносил их Семёну Товгеру, а тот делал копии для меня и для себя. Товгер по-своему уникален ещё и тем, что лично снимал Высоцкого в 1970-х годах — у него должен был сохраниться огромный фотоархив.

Такой принцип работы меня устраивал по одной причине: всё это вместе называлось «Клуб любителей песенной поэзии Владимира Высоцкого «88», и я считал, что работаю именно на эту организацию. В мои планы совершенно не входило исследовать ленинградскую биографию Владимира Высоцкого в интересах частных лиц. Даже уважаемых частных лиц.

Более того, в клуб «88» стекалось огромное количество информации и того, что вполне могло бы стать музейными предметами, от неравнодушных людей — все они думали, что таким образом в рамках своих скромных возможностей способствуют сохранению наследия великого поэта. Уверен: им и в голову не могло прийти, что они пополняют чьи-то частные коллекции.

Я бы не удивился, если бы в фондах государственного музея «Дом Высоцкого на Таганке» оказались частично или полностью мои архивы – те самые копии, которые я оставлял у Румянцева и Товгера. Но их там нет!

Насколько мне известно, их нет и в других государственных музеях России. А где они? Приходится констатировать: сегодня даже спросить об этом не у кого.

У меня возникает ощущение дежавю: огромные архивы клуба «88», видимо, оказались в частных коллекциях. А сегодня дошло до того, что некоторые коллекционеры пополняют свои частные коллекции способами, напоминающими обыкновенное жульничество.

Лев Годованник, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях