В Петербурге появились люди, выдающие себя за представителей государственного музея «Дом Высоцкого на Таганке». Они находят старых ленинградских знакомых поэта и под видом сбора артефактов для сохранения в государственном музее забирают оригинальные фотоматериалы, автографы. Всё это оседает в частных коллекциях. Такую информацию получил автор книги «Тайные гастроли» Лев Годованник во время передачи в дар музею своего архива.
Гости из столицы
После того, как издательство «Астрель-СПб» выпустило мою книгу «Тайные гастроли. Ленинградская биография Владимира Высоцкого», я оказался перед необходимостью как-то распорядиться архивом – несколькими сотнями страниц машинописного текста воспоминаний общавшихся с Высоцким в Ленинграде в 1960 - 1970-х годах, более чем десятком старых магнитофонных плёнок, на которых эти воспоминания были записаны, и некоторыми другими артефактами тех далёких времён.
Мне архив больше не нужен – как мог, я им уже воспользовался. Но позволить ему пропасть на антресолях рука не поднимается – я кропотливо составлял его на протяжении почти десятилетия. Единственная мысль, которая пришла в голову: попытаться передать архив на хранение в какое-нибудь официальное уважаемое заведение. Предсказуемо первым в «списке кандидатов» оказался государственный культурный центр-музей «Дом Высоцкого на Таганке».
Я отправился туда с некими внутренними противоречиями: были основания опасаться, что музей не заинтересуется моим архивом, потому что всё это там уже имеется.
И дело тут вовсе не в личных комплексах – около года назад я узнал, что некие люди из Москвы общаются с моими источниками информации, причём в весьма такой практической манере: записывают воспоминания, просят отдать им фотографии, фотоплёнки, автографы Высоцкого, сохранившиеся с тех времён, когда они лично общались с поэтом, принимали участие в организации его ленинградских концертов. Мои источники информации не могли внятно объяснить, кто именно к ним приезжал, однако в описаниях фигурировали одни и те же слова: «Москва», «музей Высоцкого».
Москва в России одна, музей Высоцкого тоже – в общем, ошибиться невозможно.
Каково же было моё удивление, когда от главного хранителя музея Галины Урвачевой я узнал: последний «ленинградский» предмет хранения в «Доме Высоцкого на Таганке» появился примерно 3 года назад, когда музей отправлял своих сотрудников в Петербург для комплектования фондов.
Кража билета
Ксения Борисовна Томбак была замужем за молодым учёным Ленинградского института ядерной физики (располагается в Гатчине) Марианом Томбаком, участвовавшим в организации нескольких концертов Высоцкого в институте в 1972-м и, если не ошибаюсь, в 1974 годах. Он записывал эти концерты, делал многочисленные фотосъёмки, у Ксении Борисовны остались весьма интересные с точки зрения наследия творчества Высоцкого архивы.
Мне с Марианом Томбаком пообщаться не довелось - в августе 1988 года он погиб во время крушения поезда «Аврора» сообщением Москва - Ленинград. Но зато мне было очень приятно пообщаться с Ксенией Борисовной, она много чего показала и рассказала. Мы познакомились в конце 1980-х годов, но поразила меня история, которая произошла с ней в конце 2011 года.
По словам Ксении Томбак, к ней приехали некие люди из Москвы, которые сослались на знакомство со мной, рассказали о планах опубликовать подробности ленинградской биографии поэта. Вызвав доверие женщины, они попросили её показать им свои архивы. Ксения Томбак отнеслась к гостям довольно доверчиво, многое показала, многое рассказала, в какой-то момент столичным гостям попались на глаза оригинальные фотоплёнки тех времён, билет на один из концертов Высоцкого. По их просьбе женщина кое-что подарила коллекционерам, а когда те ушли, то обнаружила пропажу билета.
Билет, конечно, мелочь, хотя в любом музее скажут: подлинный билет на концерт Высоцкого является безусловной музейной ценностью. Ксении Томбак, благодаря её личным качествам, удалось догнать пришельцев и отобрать у них не только билет, но и все другие подарки...
О странных гостях из столицы рассказал мне и фотограф Сергей Хмелёв, благодаря которому до наших дней дошла замечательная фотосессия Высоцкого с двух концертов в 1972 году.
В общем, у меня были все основания полагать: в музее «Дом Высоцкого на Таганке» в том или ином виде мой архив уже присутствует (у меня сложилось впечатление, что эти москвичи всё-таки связаны с музеем Высоцкого). Ещё совпали сроки: сведения о визитах странных гостей из Москвы стали поступать после того, как на «Фонтанке» появились сообщения о подготовке к публикации книги «Тайные гастроли».
Ленинградское меньшинство
По словам главного хранителя «Дома Высоцкого на Таганке» Галины Урвачевой, за время работы в музее ей приходилось сталкиваться с теми, кто по тем или иным причинам считает, что имеет некие «права на Высоцкого». В основном это коллекционеры, увлечение творчеством поэта у которых трансформировалось в собирательство всего, что с ним связано. Таким людям в голову не приходит, что редкие записи, фотографии, прочие связанные с поэтом вещи могут быть интересны для очень широкого круга почитателей его таланта, да и вообще для людей, интересующихся отечественной историей. Они разными путями добывают такие предметы и сами ими наслаждаются.
По словам госпожи Урвачевой, несколько раз она сталкивалась с ситуациями, когда люди пополняли свои частные коллекции, прикрываясь государственным музеем, на что не имели никакого права. Галина Урвачева рассказала мне, что в фондах музея предметы, связанные с ленинградской биографией Высоцкого, составляют весьма скромную часть. Намного больше таких предметов хранения из других городов.
- Ленинградцы с этой точки зрения представляются мне довольно закрытыми, - сказала госпожа Урвачева.
Она перечислила основные «ленинградские» предметы, хранящиеся в фондах музея «Дом Высоцкого на Таганке».
Там хранятся 2 оригинальные фотопленки с выступлений Высоцкого в клубе самодеятельной песни «Восток» в конце 1960-х годов, авторы которых - покойная работница клуба Галина Дроздецкая и известный ленинградский фотограф Галина Лисютич, принимавшая, кстати, активное участие в создании книги «Тайные гастроли». Ещё в музее хранится комплект фотографий с выступления поэта на берегу озера Лампушка в Приозерском районе Ленинградской области летом 1972 года. Этот комплект фотографий (в том числе несколько цветных) передала музею в своё время близкая к «Востоку» петербурженка Галина Астафьева - она принимала участие в организации того концерта. Она же передала музею свою гитару, на которой играл Высоцкий на берегу Лампушки. На этой гитаре сохранился автограф поэта.
Кроме того, в фондах музея хранится копия части фонотеки известного ленинградского коллекционера Михаила Крыжановского, видеозапись и фотографии последнего выступления Высоцкого в нашем городе в апреле 1980 года в БДТ, а также некоторые документальные материалы, связанные с гастролями Театра на Таганке в Ленинграде в 1972 и в 1974 годах. Есть в музее и некоторые материалы того же формата, что и большая часть переданного мною в дар музею архива, – записи воспоминаний ленинградцев, общавшихся с Высоцким в нашем городе. Ещё в фондах «Дома Высоцкого на Таганке» хранятся несколько оригинальных самиздатовских сборников стихов Высоцкого и разрозненные копии некоторых ленинградских фотографий.
И это всё. Хотя Высоцкого с нашим городом связывает участие в съёмках нескольких фильмов, примерно 100 концертов, трое гастролей Театра на Таганке и множество ещё всего интересного.
Тайны коллекционеров
Достоверно известно: ленинградскую биографию Владимира Высоцкого документировали при его жизни как минимум в трех местах: в клубе «Восток» и известные ленинградские коллекционеры Николай Курчев и Михаил Крыжановский.
Всё, что происходило в клубе «Восток», контролировалось супругами Натальей и Михаилом Кане, архивы Николая Курчева хранятся у связанной с сегодняшним «Востоком» Аллы Левитан. Из всего этого огромного объема материалов в музее, как следует со слов Галины Урвачевой, имеется лишь часть копий аудиозаписей Михаила Крыжановского, полученных от некой женщины, имя которой в музее просили не публиковать, ссылаясь на её просьбу. Звучит более чем загадочно, учитывая общеизвестную замкнутость и недоверчивость Крыжановского.
Но касающиеся Высоцкого материалы Кане, Курчева и Крыжановского – это так называемые прижизненные материалы – были собраны с участием самого Высоцкого, когда он приезжал в наш город. Безусловно, они представляют огромную ценность, огромный интерес.
Но с середины 1980-х годов в нашем городе появились люди, которые стали довольно активно собирать все, связанное с ленинградской биографией Высоцкого. Это Виталий Жуков, Владимир Румянцев, Валерий Басин, Семён Товгер и некоторые другие. Виталий Жуков и Владимир Румянцев собирали в основном воспоминания людей, общавшихся с Высоцким. Валерий Басин, если не ошибаюсь, коллекционировал ленинградские записи поэта, Семён Товгер – фотографии.
У меня вопрос: где сейчас всё это? Лично меня прежде всего интересуют архивы покойных Владимира Румянцева и Семёна Товгера. Ведь в своей поисковой работе я сотрудничал именно с этими людьми. Румянцев поддерживал мою поисковую работу, за что я передавал ему копии расшифровок большинства бесед, которые я проводил с участниками ленинградской биографии Высоцкого.
По рекомендации Румянцева я сотрудничал с Семёном Товгером по тому же принципу: находил редкие фотографии Высоцкого, приносил их Семёну Товгеру, а тот делал копии для меня и для себя. Товгер по-своему уникален ещё и тем, что лично снимал Высоцкого в 1970-х годах — у него должен был сохраниться огромный фотоархив.
Такой принцип работы меня устраивал по одной причине: всё это вместе называлось «Клуб любителей песенной поэзии Владимира Высоцкого «88», и я считал, что работаю именно на эту организацию. В мои планы совершенно не входило исследовать ленинградскую биографию Владимира Высоцкого в интересах частных лиц. Даже уважаемых частных лиц.
Более того, в клуб «88» стекалось огромное количество информации и того, что вполне могло бы стать музейными предметами, от неравнодушных людей — все они думали, что таким образом в рамках своих скромных возможностей способствуют сохранению наследия великого поэта. Уверен: им и в голову не могло прийти, что они пополняют чьи-то частные коллекции.
Я бы не удивился, если бы в фондах государственного музея «Дом Высоцкого на Таганке» оказались частично или полностью мои архивы – те самые копии, которые я оставлял у Румянцева и Товгера. Но их там нет!
Насколько мне известно, их нет и в других государственных музеях России. А где они? Приходится констатировать: сегодня даже спросить об этом не у кого.
У меня возникает ощущение дежавю: огромные архивы клуба «88», видимо, оказались в частных коллекциях. А сегодня дошло до того, что некоторые коллекционеры пополняют свои частные коллекции способами, напоминающими обыкновенное жульничество.
Лев Годованник, "Фонтанка.ру"