На выборы в Законодательное собрание Петербурга пойдут семь партий. Три непарламентских объединения прошли отсев. Все они предоставили более 33 тысяч подписей в свою поддержку в ГИК. Горизбирком направил их на проверку и за 10 дней выяснил — необходимое количество подписей достоверно, списки кандидатов к выборам допускаются. Вопрос: кто рисовал? - остается актуальным.
Ситуация с проверкой подписных листов партий, желающих принять участие в выборах в ЗакС-2011, кардинально отличается от того, что происходило в 2007 году. Так, перед прошлыми выборами в ЗС, когда часть партий вносила залог в 90 миллионов рублей, а часть собирала подписи, за право зарегистрироваться шла такая битва, что стены в Мариинском дворце дрожали от возмущения. Демократы тогда не прошли. Причем со смешным результатом брака в подписях. Активистам, которые в течение двух суток доказывали достоверность собранных ими росчерков, чтобы убедить ГИК то ли времени не хватило, то ли силы убеждения. Процент брака был снижен с 13,24 процента только до одиннадцати. Отбить не удалось всего 36 подписей, причем по ним были представлены выводы независимых экспертов. Но ГИК был непреклонен, хотя у их коллег проценты брака были несравнимо больше. У СЕПРа в 2007 году было отсеяно порядка 30 процентов (3100 подписей), у «Народной воли» - более 50 процентов (более 4200 подписей). Причем члены СЕПРа смогли даже в суде отстоять свое право на регистрацию. И если бы не кассация Верховного суда, стали бы полноценными участниками предвыборной гонки.
Но в 2011 году то ли звезды сошлись, то ли ГИК подобрел, то ли, как говорят в кулуарах, "установки мочить" не было, но все претенденты на участие в выборах к гонке были допущены, даже самые спорные - несмотря на ярые протесты, как это ни странно, одного из участников кампании — партии «Справедливая Россия».
В воскресенье, в предпоследний день до крайней даты, первыми Горизбирком зарегистрировал как раз «яблочников». Причем так быстро, что никто ничего понять не успел. Среди сданных подписей в их поддержку было обнаружено только 9 процентов брака. Спорных вопросов не было. Это стало первым шоком, хотя бы потому, что процедура сбора подписей и требования, предъявляемые к ним, сводят шансы на успех почти к нулю.
Вторым шоком стало оглашение еще меньшего количества брака в подписных листах «Правого дела». Дело в том, что если активистов «Яблока» в Петербурге знают больше десяти лет, а их представителей в последний месяц не раз видели с папочками и ручками на улицах города, то что такое нынче «Правое дело», политически озабоченная общественность узнала месяц назад; а кто такие сторонники «Правого дела» и чего они хотят, в Петербурге не ведают до сих пор. И вопрос, где они взяли 37 052 подписи в свою поддержку, задавался реже, чем когда успели нарисовать столько подписей и сколько человек для этого понадобилось. Низкий процент брака в подписных листах объяснился же очень просто. Горизбирком, по некоторой информации, направил на проверку не 6782 подписи, а "сколько успели". По неофициальной информации, успел ГИК отправить всего 750 подписей. И из них эксперты-криминалисты обнаружили 324, вызывающих сомнения. Если говорить о заявленном объеме, то это действительно чуть более 2 процентов. А если сравнивать с количеством направленных подписных листов, то окажется, что забраковано 43 процента. И неизвестно, каков был бы процент недостоверных подписей, если бы ревизии подверглись все 6,7 тысячи.
Еще интереснее произошло с "Патриотами России". Еще в воскресенье, 16 октября, ГИК воздержался от решения о регистрации или отказе в регистрации партии. Но на руках членов комиссии был проект решения - «отказать». А на понедельник на одной из информационных площадок была заявлена пресс-конференция ГИК, на которой планировалось рассказать об итогах регистрации партий. В проекте решения объяснялось: из 6782 подписей в поддержку этой партии, отправленных на проверку в структуры ГУВД и почерковедам, 4085 были признаны недействительными. А это 60,23 процента подписей, направленных на проверку (напомним, что для отказа в регистрации партии достаточно 10 процентов брака).
Однако случилось страшное — Горизбиком засомневался. Как стало известно, в комиссию поступила еще одна бумага из ГУ МВД, в которой значилось, что проверено было более 6800 подписей, тогда как направлялось на проверку всего 6782. Цифры не бьются.
"Я не могу однозначно ничего сказать. И думаю, что уж лучше совершить ошибку и зарегистрировать партию, чем совершить ошибку и не зарегистрировать. Ведь все сомнения должны быть истолкованы в пользу кандидатов», - изрек зампред ГИК Дмитрий Краснянский слова, которые после истории четырехлетней давности звучали как нечто фантастическое.
В результате ГИК взял еще один день для рассмотрения вопроса. На дополнительную проверку подписей были привлечены специалисты из Минюста. Пресс-конференция была отменена «в связи с форс-мажорными обстоятельствами при подсчете голосов одной из партий».
В понедельник список «Патриотов» был зарегистрирован. Специалисты Минюста сказали, что выводы почерковедов носят слишком категоричный характер — все, в чем сомневались специалисты, они обозначили как недостоверные подписи. Хотя эти сомнения носят вероятностный характер: по некоторым подписям можно сказать, что они были сделаны одним и тем же лицом, а могли быть сделаны и разными лицами. В результате из более чем 4 тысяч до этого забракованных подписей к вечеру понедельника осталось только 674, а это - 9,94 процента, то есть меньше 10%-ного лимита.
Больше всего этим был недоволен член ГИК с совещательным голосом Владимир Васильев. Он-то и рассказал, что сами «Патриоты» в процессе проверок признавали, что совершали ошибки. Точнее, в своем обращении в Горизбирком по результатам осмотра протокола проверки они писали, что признание недействительными тех подписных листов, в которых сведения о сборщике были внесены не им собственноручно и тех, где сведения об избирателях были заполнены не самим гражданином и не сборщиком, не может быть причиной отказа в регистрации, так как эти ошибки носят технический характер (под эти категории подпадало 3358 проверенных подписи). По мнению ряда членов ГИК с правом совещательного голоса, экспертами в таких случаях оспаривалась достоверность не просто отдельных подписей, а целых подписных листов. Но, судя по окончательному результату, это досадное недоразумение все же признали техническим.
В Горизбиркоме «Фонтанке» же пояснили, что все могло бы быть иначе, если бы не изменился порядок проведения проверок. Если пять лет назад, за 10 отведенных дней ГИК просто ксерокопировал часть подписных листов и отсылал их в УФМС, то теперь все стало гораздо сложнее: 14 привлеченных специалистов Горизбиркома должны были вручную перенабирать данные избирателей из подписных листов, отправлять их экспертам, которые уже по базам данных сверяли подписи. На перенабор данных каждой партии уходило по два дня. Еще два дня давалось на проверку экспертам. Еще примерно по 2000 подписей отправлялось в УФМС. «Горизбирком, конечно, добрый. Но если бы у нас было больше времени и мы свели бы все в одно, покатилось бы то же самое «Яблоко», не говоря про всех остальных», - неофициально сказали в комиссии.
По другой информации, всему причина — политическая ситуация, при которой определенным политическим силам выгодна высокая межпартийная конкуренция: малые партии могут забрать часть голосов протестных «Справедливой России» (их конкуренты «Правое дело»), ЛДПР (им в противовес достается «Яблоко») и КПРФ ( их соперник - «Патриоты»). Сами при этом в парламент не пройдут или получат минимальное представительство. А все остальное достанется «Единой России».
Александра Медведева, "Фонтанка.ру"