Петербургская правительственная программа «Толерантность-2» (принята на заседании городского правительства 23 сентября 2010 года), на которую из бюджета города в 2011 году выделено 80 млн рублей, во многом направлена на воспитание детей – как коренных петербуржцев, так и приезжих. В этом, по замыслу авторов программы, призваны помочь крупнейшие городские музеи – Русский музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Музей истории религии и Российский этнографический музей.
Недавно в РЭМ директора всех четырех музеев провели встречу с журналистами, рассказав, что предлагают детям и подросткам в рамках программы «Толерантность-2».
Директор Русского музея Владимир Гусев сразу сказал, что музею «не надо что-то специальное делать – важно как можно больше детей привлечь в музей, но программа придает систематичность работе». По мнению Гусева, чем больше дети и подростки ходят в музеи вообще, тем меньше вероятность того, что они в будущем возьмут в руки автомат или шприц. До декабря 2011 года Русский музей должны посетить 3,5 тысячи петербургских школьников. Кстати, сейчас в Мраморном дворце Русского музея открыта выставка “Россия для всех” - таким образом организаторы откликнулись на события на Манежной площади. Организатор проекта – коллекционер и благотворитель Виктор Бондаренко и художник Дмитрий Гутов - придумали простое решение: собрали 80 картин-текстов с именами и фамилиями знаменитых людей и…указанием их национальности: еврей, поляк, немец, осетин, чеченец, грузин, татарин и т.д. Эта выставка – своего рода констатация этнического происхождения, корней по матери или отцу людей, создававших российскую историю в разных эпохах. «Мы против политкорректности. Надо говорить прямо: кто внес вклад в развитие нашей страны», – сказал Виктор Бондаренко на открытии выставки. Вот на эту выставку интересно было бы пригласить подростков и затем обсудить увиденное.
Александр Калякин – директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга рассказал, что в музее, прямо в Петропавловской крепости, уже несколько лет существует экспозиция «Улица времени», которая позволяет детям погрузиться в прошлое города, который изначально создавался как многонациональный. Сейчас в рамках «Толерантности-2» музей реализует три программы – «Петербург до Петербурга», «Сто шагов по крепости» и «Путешествие в Петровский Петербург». Исполняющая обязанности директора Государственного Музея истории религии Любовь Мусиенко напомнила, что в факультативном предмете, который отныне преподают в качестве эксперимента в 21 петербургской школе ( «Основы истории религий и светской этики»), использовались материалы из фондов музея, а сейчас музей реализует проект с учениками четвертых классов духовных школ Петербурга – дети знакомятся с историей мировых религий. С сентября по декабрь предусмотрено пять занятий.
Владимир Грусман, директор РЭМ, рассказал, что 3,5 тысячи семиклассников в рамках программы познакомятся с экспозициями музея, которые рассказывают о народах Сибири, Кавказа, Средней Азии. Владимир Грусман напомнил о самом термине «толерантность», пришедшем из биологии. «Толерантность – это не терпимость, изначально, в биологическом смысле – это способность организмом усвоить чужую кровь, говоря о Петербурге, можно сказать, что высший уровень толерантности – это положительная реакция на вливание новой, свежей крови в город, который всегда принимал приезжих», - сказал Грусман.
Председатель комитета по внешним связям Смольного Александр Прохоренко, чей комитет, собственно, и отвечает в целом за то, как реализуется «Толерантность» в нашем городе, видит в программе не более внимательное отношение «большинства, знающего русский», к приезжему «меньшинству», не покровительство, а «воспитание чувства петербургской идентичности». В этом смысле Петербург – эталон для России, потому что, как некогда писал Николай Анциферов, город обладает концентрацией этносов, а петербургские музеи – знанием и бережным отношением к культуре этносов.
По инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Петербурге Светланы Агапитовой совместно с Красным Крестом исследуется вопрос: в чем нуждаются дети-мигранты в нашем городе, каково истинное положение этих детей. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме в этом году проводил масштабный проект-выставку о детях-мигрантах, их восприятии города. Светлана Агапитова в рамках проекта встречалась со школьниками из смешанных классов.
Агапитова сказала тогда, что со школьниками проблем меньше – проблемы с теми детьми, которые в школы не ходят, проблемы с детьми детсадовского возраста, которые не говорят по-русски и не посещают детсад. Этих городских мигрантов - маугли крайне трудно выявить и оказать помощь семье. Потому что у них, как правило, проблемы с документами. И по законодательству они должны покинуть страну. Общественные организации, которые пытаются работать с такими семьями, указывают на это как на объективную и непреодолимую трудность. Эта проблема не раз обсуждалась на Общественном Совете при УФМС России по Петербургу. Посещение музеев – лишь малый шаг в огромном количестве проблем интеграции мигрантов, при этом не стоит забывать опыт Европы, которая, увы, признала политику мультикультурализма потерпевшей крах.
Галина Артеменко, для Фонтанки.ру